Prev Next

22 апреля 2023 года, вечером, в канун 2-й Недели по Пасхе, именуемой «Антипасха», в которую Церковь вспоминает уверение апостола Фомы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
На Полиелее, за Утреней, духовенством и хором было пропето Величание Антипасхи:
«Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди во ад сше́дшаго/ и с Собо́ю вся// воскреси́вшаго».
Отец Алексий зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.28, ст.16-20), завершающий всё Евангелие от данного евангелиста, содержащий последнее наставление Господа своим ученикам, и, по завершении чтения, совершил помазание верующих освященным елеем.
23 апреля 2023 года, праздничным, воскресным днём, в храме совершались две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения были исполнены хором храм под управлением регента Елены Суяковской. По завершении, отец Максим произнёс проповедь и совершил Молебен.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Елены Суяковской.
В соответствии с Богослужебными указаниями, в рамках чтения Священного Писания за Литургиями были зачитаны отрывок из книги

«Деяний святых Апостолов» (гл.05, ст.12-20), в котором сочетаются основные черты жизни древней Церкви, мы видим силу Божию, которая явлена в чудесах, видим единодушие христиан, их общую молитву, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.19-31), в котором повествуется о явлениях воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам и уверении апостола Фомы.
На Сугубых ектениях была вознесена Молитва о Святой Руси.
По совершении Таинства Причастия за Поздней Литургией был совершен Крестный ход вокруг храма, по завершении которого богомольцы подходили под благословение Крестом. Отец Алексий произнёс проповедь.
По окончании Позднего Богослужения также прошёл традиционный ежегодный праздничный Пасхальный концерт хора храма (регент-Алла Романова), в завершении которого отец-настоятель вручил каждому участнику кулич и коробку конфет.
***
Проповедь иеромонаха Игнатия в Неделю Антипасхи (апостола Фомы).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
«Иисус говорит ему (обращаясь к апостолу Фоме): ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29)». Последнее упоминание в Евангелие о блаженстве, обращенное к апостолу Фоме по Воскресении, по своей значимости для нас вполне могло бы стать в одном ряду с другими заповедями блаженств, сказанными Христом в Нагорной проповеди. Например, возможным толкованием и дополнением к первой заповеди блаженства - «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3)». Это те, кто сознательно опустошили собственное «Я» от самомнения и гордости, от эгоизма и рационального мышления прикрывающего его, и заменили их Евангельской верой и смирением.
Воскресший Христос - начало всему истинно духовному в нас, хотя порой это и сокрыто от осознания нами за завесой собственной важности и верховенства нашего «Я». «Я есмь лоза, а вы ветви - говорит Христос, - кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5)».
Значимость Воскресшего Христа в нашей духовной жизни - абсолютна, и, если христианин этого не осознаёт всем сердцем, значит он строит свой дом на песке, а не на глубоком фундаменте. И каким бы красивым и большим не был его дом, его смоет волной и разберёт до основания первое же серьёзное испытание. Поэтому видеть Воскресшего Христа, физически прикоснуться к Нему, как того по-человечески хотел сделать апостол Фома, бесспорно удобно для плотского образа мышления, и вполне согласуется с нашим естественным устроением после грехопадения. Но уверовать в Него всем сердцем, по причине нашей духовной борьбы со страстями, было бы разумнее для нас и ценнее.
Не секрет, что все мы привыкли постоянно опираться на собственные душевные и физические чувства и рациональное мышление, чтобы узнать что-то новое или получить некий жизненный опыт. Но такая тенденция опасна, так как делает нас во всём зависимыми от перипетий окружающего мира. Этот мир часто издевательски играет с нами, как с духовными слепцами, причиняя суетную боль и страдания из-за действий невидимого врага. Вера же, обращенная умом ко Христу, помогает избежать большинство таких мысленных ловушек, причиняющих нам страдания, так как открывает нам иной смысл происходящего. Скорее похожий на преодоление препятствий, чем на безысходность и отчаяние. Например, некто искренне кается, но опять совершает грех, и враг, скрываясь за нашей логикой, говорит – «зачем тебе опять каяться и бороться? Какой в этом смысл? Ты уже много раз пытался, и всё напрасно». Или другой пример, когда логика нам говорит: «Разве это нормально, что священники ездят на мерседесах? Значит Церковь не правильная, и нет в ней святости. Лучше сидеть дома и молиться». И так с каждым человеком враг общается через наше рациональное мышление, преследую лишь одну цель – запутать человека и погубить его душу.
Благодаря же действенной вере, взгляд ума христианина с началом духовной борьбы со страстями, уже не будет полностью направлен во вне, как в привычной мирской жизни, в поисках смыслов, а будет развернут в противоположную сторону, внутрь мысленной его души, где человеку не понадобятся физические глаза и уши, развитый интеллект. Внутри души ему откроется другой орган познания и видения, который не реализован в повседневной нашей жизни, но является единственной связующей нитью человека с духовным миром и Богом – это человеческий дух. Он, вопреки распространённому научному мнению, выделяет человека как образ Божий из всего остального биологического мира.
«Блаженны не видевшие и уверовавшие», как и другие заповеди блаженств, идут в разрез с привычным мировоззрением человека и его отношением к собственной природе и окружающему миру. Они выбивают из-под ног те опоры в нашем сознании, на которых зиждется наше понимание блаженства, основанного в массе своей на видимых и материальных интересах человека. «Блаженны нищие духом»; «блаженны плачущие»; «блаженны алчущие» и т.д., - все эти заповеди блаженств несут в себе, если смотреть на них обывательским взглядом, негативную составляющую. И как они могут быть связаны с нашим блаженством, то есть с радостью и счастьем, большинству из нас непонятно. Причина этому кроется в том, что у нас нет нужного ключа, чтобы открыть эту дверцу. Прежде осознав это своим боголюбивым разумом, а затем пережив на опыте то неразумное и неестественное для здешнего обывателя, что ты счёл уже разумным благодаря наличию этого ключа, приготовив своё сердце к переживанию этого блаженного неразумия. Ведь Бог, как сказано у апостола «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1Кор.1:27)».
Ключом, открывающим дверцу, за которой простирается дорога, ведущая к обещанным блаженствам, является вера, о которой говорил Христос апостолу Фоме. Вкушение разумом и сердцем этой веры можно по праву называть уже блаженством. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, - говорит Господь в Евангелие - тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин.10:9)». В человеке скрыто некое невидимое для обычных глаз пространство, «пажить» - как сказано в Евангелие, на которую он выходит, держась верою за Христа. Ему уже не нужно, как апостолу, видеть глазами Христа, прикасаться к Нему телесно руками. Взамен этого, открывшееся духовное чувство заменяет ему все привычные для него органы и чувства, для познания и наслаждения души, но уже не материальной, а божественной пищей.
Препятствием на пути к получению нами такого опыта блаженной веры, как ни странно, может стать другой опыт веры, в чём-то копирующий блаженную веру, но по своей сути, во многом рациональный и прагматичный. Эту подделку блаженной веры можно назвать продолжением верховенства нашего страстного «Я», но уже в области религиозных исканий. Невидимый враг приветствует в нас такую подмену веры, ведь наше «Я» продолжает оставаться надежным щитом, охраняющим над нами власть демонов. Никакое духовное образование, высокий сан или монашеский постриг не станут помехой для нашего эгоизма. Он ко всему адаптируется, тем более, когда человек в своей духовной жизни даёт полную волю своему рациональному мышлению. Даже в монастыре, где его было бы удобнее всего победить через отсечение своей воли перед Игуменом и братией, эгоизм находит лазейки чтобы выжить, рационально оправдывая себя и обвиняя других.
Мало кто из людей любит, когда его уничижают и негативно указывают ему на его место, это болью отзывается в нашем страстном сердце. Ответом на это, в нашем внутреннем состоянии, происходит цепочка мысленных и эмоциональных защитных процессов, вызывающих споры, осуждения, раздражение и т.п. Их общая цель сохранить значимость нашего «Я», в действительности же, демоническая сила, будучи гордой, уязвляется и борется за свою власть над нами, прикрываясь нашим собственным «Я», рационально называя это борьбой за справедливость. Поэтому Евангельские заповеди и подвиг Христа во многом иррациональны и не логичны с точки зрения эгоизма и присущего ему мышления. У Христа другая цель, чем, например, у антихриста - не самоутвердиться, не прославиться в мирском понимании, а крестным путём вывести человека из порабощения демонам, комфортно чувствующим себя за спиной нашего эгоизма. Поэтому человеческому мышлению, зараженному логикой эгоизма, тяжело принять то, что разрушает его основы, как будто человек неожиданно становится перед выбором обнуления своей личности. Приходит момент в духовной жизни, когда человеку уже не отделаться осознанием внешнего наружного благочестия, а придётся сорвать собственные маски, чтобы посмотреть внутрь себя, как говорится «правде в глаза», какая бы она не была шокирующей для него самого.
Вера – это не только исповедование чего-либо невидимого для физических чувств человека, но и инструмент борьбы с эгоистической замкнутостью человеческого сознания на собственных мыслях и чувствах, которые в свою очередь служат страстям и демонам после грехопадения первых людей. Вера, как Божий дар, не должна в своей силе ограничиваться нами лишь внешним благочестием, участием в богослужениях, знаниями церковных правил или уставов. В таком случае, она со временем теряет свою благодатную силу. Вера в единении с молитвой - это мощное оружие, данное Христом для борьбы со страстями и демонами, паразитирующими на нашей мысленной и душевной природе, защищёнными нашим эгоизмом и саможалением, и всё это дополнительно фиксируется рациональными скрепами нашего рассудка.
Человеку в подобном внутреннем состоянии может показаться невозможным разорвать все эти цепи духовного рабства. Но это не так, если наша вера и опора на Христа в духовной борьбе искренна и не лукава, и идёт от самого сердца. В этом смысле следующие Евангельские слова Христа становятся для нас объективной реальностью и одновременно призывом идти до конца в духовной борьбе с невидимым врагом: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мр.8:35)».
Поэтому и обещает Господь блаженство верующим, а не видящим, чтобы отделить тех - кто опираются на рассудок и телесные чувства, оставаясь заложниками духовных последствий грехопадения людей, от тех - кто с помощью веры выходит на новый уровень осознания себя, тем самым соглашаясь с апостолом Павлом сказавшем о себе следующее: «уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20)». Аминь.
Христос Воскресе!
По материалам сайта www.valaam.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 236 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте