Prev Next

Крещенский сочельник в Никитском храме г.Калуги

18 января, навечерие праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник). В храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Олега Плешакова, иерея Максима Картуесова при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено служение Царских Часов и Великая Вечерня с Божественной Литургией Василия Великого. На сугубой ектенье возносились молитвы и прошения о мире на Украине.

По заамвонной молитве было совершено «шествие на Иордань»: духовенство и верующие Крестным ходом спустились  в Свято-Богоявленский Крещенский придел, где был совершен Чин великого освящения воды, после которого настоятель окропил храм и прихожан святой водой. По завершении Богослужения отец Алексей поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами празднуем праздник Навечерие Крещения Господня. Это величайшее событие, когда Господь явил Себя миру, и явил Себя миру не просто человеком, а именно Богом. Второе название сегодняшнего праздника — Богоявление. Почему же так? Потому что когда Господь Иисус Христос крестился, и слышали некоторые люди глас Божий с небес: «Се Сын Мой возлюбленный». А Иоанн Креститель видел Духа Святаго, сходящего от Бога-Отца к Богу-Иисусу Христу.

Тяжело для понимания это человеку, потому что по определению нельзя совместить одно и три. Вроде бы это не одно и то же. Но наше богословие говорит, что Бог один, и Он Святая Троица – Бог-Отец, Бог-Дух Святый и Бог-Иисус Христос. Тяжело это понять человеку разумом, но сердцем можно. Благая воля Божья о людях такая, что каждая душа – христианка. Один мудрец еще во втором веке сказал, что каждая душа христианка. То есть Господь всем нам предопределил быть христианами. Но почему-то по каким-то причинам не все следуют этому повелению Божьему. К большому сожалению. Но наша цель, наша задача не только становиться верующими, но и нам тоже проповедовать веру в истинного Бога, не стесняясь и не боясь.

Вот у нас сейчас происходят страшные события в мире, в том числе и в Сирии. А вы знаете, что в той же Сирии около двух миллионов православных христиан. Многие люди по своему неразумию говорят: что же там происходит, почему мы там? Мы защищаем своих братьев во Христе. Часто люди сомневаются и вообще задают такие вроде бы глупые вопросы. Но для них они не глупые. А спрашивают они: а Кто же такой Бог или что есть Бог? А почему мы должны верить Священному Писанию? А истинно ли оно? И можно ли доверять тому, что говорят священники?

Еще раз повторяю: разумом человека это понять невозможно. Это можно понять только любящим сердцем. Любящим и верующим сердцем. Господь открывает сегодня всему миру, Кто есть Бог. И сегодняшний кондак, который читали во время Божественной Литургии, говорит: « Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас в разуме поющий Тя. Пришел еси и явился еси Свет неприступный». Видите, какие слова – в разуме. То есть мы не просто верим в Бога, мы пытаемся понять, что же происходит. Что наша вера, что наша жизнь, для чего все это? Ибо Богу можно служить, праздновать не бездумно, не бездушно, не только соблюдая внешние правила, но прилагать нужно свое сердце.

Сегодня, когда мы читали Священное Писание, Евангелие от Луки, говорилось там о том, как Иоанн Креститель разговаривал с людьми, приходившим к нему на покаяние. Ибо что такое покаяние? Весь Ветхий Завет вел человека к покаянию. Ибо принять крещение можно, только истинно покаявшись. Вот зачем даже Святейший Патриарх Кирилл сказал, чтобы люди не просто крестились, приходили бездумно, бездушно, ничего не зная приходили к этому великому таинству, а чтобы проходили беседы. Многим это не нравится, потому что многие люди относятся, к большому сожалению, к крещению, как к колдовству, которое их защищает от бед, невзгод, дурного сглаза, от приворота и так далее. Это не так. Это действенное явление, это чудо Божие. Это действие, к которому нельзя просто так относиться.

Поэтому человек должен понять, чтобы принять крещение, он должен, прежде всего, раскаяться истинно во всех своих грехах, принять покаяние. Почему даже есть такое повеление святейшего Патриарха, что если взрослый человек крестится, он должен пройти покаянную беседу со священником, чистосердечно рассказать обо всем, что было в жизни его плохого. Ничего здесь необычного нет. Человек, как в те времена, во времена Иоанна Крестителя, приходил и каялся Иоанну Крестителю, а затем получал святое крещение в водах Иордана. Так и сейчас ничего не изменилось в православной Церкви за две тысячи лет. Все как было и раньше. То есть человек осознает свои поступки, осознает свой грех, осознает свою немощь.

Что же такое слово «грех»? Вот недавно один человек рассказал такую вещь очень даже непонятную для нас. Вот мы христиане православные России знаем, что такое слово «грех». А вот в великой просвещенной стране Англии священник слово «грех» заменяет на проповеди другим словом, потому что люди забыли и не хотят слышать слово «грех». Зато слово «стресс» они понимают. Какое падение нравов! И мы еще хотим на что-то ровняться на этот Запад. Это мы знаем, что такое «грех». Даже дети маленькие знают, что такое грех, что это преступление. А там не хотят знать этого слова даже. Зато слово «стресс» там всем понятно. И священник вынужден говорить его со слезами на глазах. Это рассказывал человек, который разговаривал со священником. То есть священник ему жаловался на то, что как падают нравы человечества. И как же мы счастливы, что слово «грех» мы осознаем и что мы пытаемся его исправить. Грех же исправляется борьбой со страстями.

Весь Ветхий Завет вел людей к покаянию. И что нужно было понять людям, что самим людям без помощи Божьей невозможно исправиться. То есть нужна была какая-то сверхъестественная нечеловеческая сила, которая смогла бы исправить человека. И вот вся проповедь Иоанна Крестителя была этому посвящена. Что же он сказал воинам, которые пришли к нему? Он не сказал им: бросьте свое оружие и идите и пашите землю. Нет. Он сказал: не обижайте никого, не клевещите, ибо человек, делающий эти вещи, лишается покрова Божия. Он сказал: не обижайте. Как не обижайте? Они воины, убивают на войне врагов, а тут написано: не обижайте. Кого же не обижать? А тех, кто не с оружием в руках. Сколько сейчас творится беззакония. Люди способны очень легко и просто уничтожать людей без оружия. О чем это говорит? О том, что нет в сердцах их Бога. И все их призывы к какому-то другому богу, это все ложь. Как можно призывать Бога и убивать людей? Это невозможно, причем безоружных людей.

К чему же нас призывает Иоанн Креститель? Перестаньте грешить, перестаньте думать, что вы избранные. Избранные только те люди, те христиане, которые исполняют заповеди Божии, которые не только будут крещены, но покаются и принесут плоды покаяния. Какие же плоды покаяния? Любовь, милосердие, взаимную помощь друг другу, неоклеветание и неосуждение и многое, многое другое. Сколько людей пыталось найти в Иоанне Крестителе и в Господе нашем Иисусе Христе что-нибудь, за что ему можно было не верить. Книжники и фарисею по пятам ходили за ним и пытались найти что-либо, к чему можно было бы придраться в его проповедях и сказать: вот Ты не истинный Бог. Не нашли они ничего у Иоанна Крестителя, ни у Господа Иисуса Христа. Ничего. Господь говорит: кто из вас обличит Меня в неправде? И никто ничего не нашел.

И как же Господь сказал о Своем великом Предтече: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 11). То есть, кто удостоится Царства Небесного, будет выше того, кем являлся Иоанн Креститель на земле, но не на небесах.

Наше время благодатное. Сейчас такое время. Вот многие из вас, видно, что не молодые, помнят двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет назад, когда не было Евангелия. Когда переписывались от руки Молитвословы, Евангелия переписывались. Все это хранили, скрывали, были гонимы за это. И что сейчас происходит? Все открыто, храмов, монастырей великое множество. Люди в них ходят, но почему-то веры не так уж прибавляется. А те люди, которые как раз прошли огонь и воду этих годов, когда вера была попираема, до сих пор хранят веру. И сколько сейчас слышу: «батюшка, вот взяли люди, и перешли в другую веру...»

Для меня это вообще как-то немыслимо. Как можно быть христианином и перейти в другую веру. Это значит, что человек ничего не понял, где он находится, в чем он находится и с кем он рядом находится. Как можно все это бросить и предать. А предать это можно только потому, что именно сам ничего не понял, и не вошла в сердце всепрощающая любовь Божия.

Сейчас полная свобода. Куда хочешь, туда и идешь, в кого хочешь – веруешь. Но почему-то не всем эта свобода полезна. А ведь нам, христианам, надо всегда помнить о том, что кому много дано, с того много и спросится. Мы являемся проповедниками воли Божьей. Мы должны говорить людям о вере православной, мы должны своей жизнью, своим примером показывать пример всем остальным, особенно своим детям. Люди говорят: я причащаюсь, я молюсь, что еще от меня надо? Вроде бы я все выполняю. А нет у нас именно вот той самой жертвенной любви, нет того покаяния, смирения, терпения, которого от нас ждет Господь.

К любви призвал нас Господь. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит: покайтесь, пока не поздно. Бог в священном Писании дает знания о Себе. И очень важно, чтобы мы познали эту веру свою, чтобы мы научились любить ее и научились передавать ее другим. А любить можно только то, что ты сам понимаешь и знаешь. Любить можно то, чем дорожишь. И вот именно это все сделает наш путь прямым, путь Господа в наши сердца, избавит нас от того, чтобы остаться бесплодными деревьями, у которых только одна участь сгореть в огне. Есть другой огонь – это борьба со страстями. Господь сказал, что приду на землю и принесу огонь (Лк. 12, 49). Что же это за огонь? Это и есть борьба со страстями.

И да избежим мы другого огня – вечного. Будем укреплять у себя веру, чтобы бояться этого огня вечного и стремиться к тому, чтобы быть с Богом. К чему и призывает нас сегодня святой Иоанн Креститель. Аминь.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 48 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте