Prev Next

10 апреля. Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской.

9 апреля 2022 года, субботним вечером, в канун 5-й Седмицы Великого поста, посвященной воспоминанию подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.

На Полиелее, за Утреней, духовенство и хор Храма пропели величание преподобной Марии Египетской:

«Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов».

За Евангельским чтением Воскресной Утрени настоятелем был прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.20, ст.19-31), повествующий об уверении апостола Фомы.

По окончании чтения отец Олег совершил помазание верующих освященным елеем.

10 апреля 2022 года в Храме совершались две Божественных Литургии святителя Василия Великого.

 

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.

Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове.

На Апостольском чтении в это воскресенье читался отрывок из « Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.09, ст.11-14), в котором мы слышим, как апостол называет Христа Первосвященником будущих благ. Не просто потому, что Спаситель будет каким-то очередным первосвященником, но потому, что Он приносит последнюю и окончательную жертву, которая восстановит отношения Бога и человека раз и навсегда.

За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (Гл.10, ст.32-45),в котором звучит предсказание  Господа Иисуса  Христа о Его страданиях и смерти. Евангелист Марк ничего не говорит о реакции учеников Иисуса на Его предсказание о Своей смерти. Вместо этого он рассказывает о том, как два брата, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, подошли к Иисусу с просьбой: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37).

На Сугубой  ектение за Богослужениями возносилась Молитва о восстановлении мира на Украинской земле.

На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель обратился к прихожанам со словом проповеди.

По завершении и Раннего, и Позднего Богослужений желающие смогли помолиться о здравии родных и близких за праздничными Молебнами, совершавшимися перед святынями: мироточащей иконой Божией Матери «Чаша терпения» и  иконами  и ковчегами с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), блаженной старицы Матроны Московской и об упокоении всех усопших сродников за Панихидами.

***

Неделя 5-ая Великого Поста. О Преподобной Марии Египетской.

 Отцы, братия и сестры, в пятую неделю Великого Поста Святая Церковь празднует память Преподобной Марии Египетской. …Каждый раз, слушая жизнеописание святой, не перестаешь удивляться тому необыкновенному чудесному преображению — как великая грешница становится великой святой. Святитель Игнатий пишет о таких необыкновенных людях: борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг остается неподражаемым.

Давайте присмотримся к Марии. Кем она была? По ее словам, оставив любящих ее родителей, она уже с юных лет предавалась порокам. Без родительского надзора возросла она в законченную порочную женщину — блудницу и пьяницу, искавшую радость в распутстве и винопитии. Причем такая жизнь ее совсем не тяготила — ей нравилась так жить. Особенных укоров совести, похоже, не ощущала. Да и страха Божия вовсе была чужда, потому как, даже в паломничестве, на пути во Святую Землю, она с упоением соблазняла на блуд многих паломников — людей, направлявшихся во Иерусалим на поклонение Честному и Животворящему Кресту. Склоняла на блуд не только взрослых блудников, но и молодых людей, возможно, даже непорочных. Представьте себе, скольких она соблазнила к осуждению своим поведением! Возможно, многие, глядя на ее разврат, посчитали ее исчадием ада, наследующей вечный огонь, впрочем, на тот момент оно так и было.

Но бесконечна и непостижима милость Божия к людям, даже к великим грешникам, к тем, кто уже стремглав летит в зияющую бездну ада. И вот Мария, которая несется во весь опор к верной погибели своей безумной жизни, буквально останавливается ударом о Церковный порог! Поток паломников заносит ее в храм Божий. Неожиданно какая-то сила не дозволяет ей пройти дальше церковного порога. Входят все, а она не может! Несколько безуспешных попыток прорваться дальше ни к чему не приводят. Она в недоумении. Возможно даже, она видела, как в храм свободно входят те, с кем она блудила! Ее недоумение вдруг сменяется пронзительным и ярким, как молния, озарением — так вот настолько я грешна и противна Богу, что меня не допускают в храм, как будто нечистую силу или нечистое животное! В один яркий миг она осознала свое положение в этом мире — то место, которое она заслужила! Ей открылась бездна ее падения. И тогда Марии, со всей силой ее раненой души, захотелось вырваться из этой адской бездны. Ей так захотелось наверх, к чистому, светлому, прекрасному, божественному, что всей мощью этого чувства она возненавидела свою прожитую бесовскую жизнь! Возненавидела до смерти! И, как бы в ответ на такой ее порыв, благодать Божия мгновенно, сошла к ней, кающейся грешнице. Божия благодать, привлеченная глубоким покаянием Марии, была так необыкновенно велика, что придала ей сверхъестественную силу. Из храма Господня Мария ушла прямо на свою Голгофу. Она ушла в пустыню как на смерть — это была смерть прежней Марии, которая лишь растянулась на долгие 48 лет.

Братия и сестры, если и мы ищем истинного покаяния, ищем реального изменения своей жизни, нам нужно с подобной же силой возненавидеть свое греховное состояние. Насколько ты ненавидишь свой грех, настолько, в действительности, хочешь от него избавиться. Человек, который кается в грехе, но не имеет ненависти к нему, еще не вполне кается. «Ненависть ко грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную» (ПСТ т.1 «О любви к Богу») — пишет Святитель Игнатий. И еще: «Враждою твоею ко греху, столь ненавистному для Всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу». Отношением человека ко греху определяется и образ его жизни. Те христиане, кто возненавидел грех, кто не терпит даже малейшего зловония греха, идут путем спасения. Они идут узким путем, ведущим к Богу и Его Царству. Те, кто то оттолкнет грех от себя, то вновь приблизит его к себе — те идут по бездорожью, и куда они выйдут — неизвестно. Можно вернуться на спасительную путь непримиримой вражды с грехом, но можно и завернуть на широкую дорогу дружбы со грехом, ведущую в пагубу.

Как нам начать ненавидеть грех? Святитель Игнатий советует: «Душа знающая, что она обязана исповедать грехи свои, …этой самой мыслью, как бы уздой удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того – не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются. Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами.…Если ты стяжал навык к грехам, учащай исповедь их… кто исповедует грехи свои, от того они отступают, потому что не терпят обличения и позора». И еще надо бояться коварства в отношениях с Богом, т.е. согрешать произвольно в надежде на будущее покаяние. Святитель пишет об этом: «Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».

Итак, исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Но как быть, если грехи так вкоренились, что мы хотя и каемся, но вновь повторяем их? Как нам отвыкнуть от привычных грехов, как перестать шататься из стороны в сторону, когда утром каемся и сожалеем о грехе, а вечером спокойненько его совершаем? И такое повторяется изо дня в день. Так что нередко приходит помысел: «А действительно ли мы веруем Христу?». Ощущая в своей душе настойчивую потребность перемен, мы подчас стараемся изменить окружающие условия жизни, думая, что внешние изменения придадут толчок к духовным переменам. Да, перемены нужны, но эти перемены должны быть не во вне, а внутри нас. Не внешние обстоятельства «сквернят», но скверное сердце порождает греховные навыки.

Святитель Игнатий говорит: «Для того чтобы изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в борении с помыслами и ощущениями…смиренной молитве, в частой исповеди. Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное». Преподобная Мария, узрев глубину своего падения и возненавидев грех до смерти, получила такое сердце сразу, потому что и решимость имела до смерти; и потом всю жизнь несла необыкновенные скорби и лишения под стать великому дару. Нам же, немощным, нужно время и постоянное сокрушение духа — то есть мы должны запастись терпением и постоянством. Итак, чистое исповедание своих грехов, борение с греховными помыслами и ощущениями, смиренная молитва и сокрушение духа порождают в нас со временем ненависть ко греху, созидают в нас Божией силой «сердце сокрушенное и смиренное», без которого невозможно угодить Богу, – то, что преподобная Мария получила сразу и никогда уже не теряла.

Мы любим святую не только за ее великие подвиги, но и за то, что она, будучи одержима многими пороками, и благодатию Божиею освободившаяся от них, может посочувствовать и нам, утопающим во грехах и потерявшим всякую надежду на исправление. Несомненно верим, что она с любовию и сочувствием состраждет нам, блудникам, и внемлет нашим к ней молитвам. Да, дарует, ее молитвами, Господь и нам, так часто и тяжко грешащим, подобно ей некогда, хотя бы немного, от силы ее покаяния, желания чистоты и святости. Аминь!

Иеромонах Никон (Оганов).

По материалам сайта www.valaam.ru.

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 107 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте