Никитский храм принял участие в VIII фестивале «Медный ветер».
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента с 21 по 30 апреля в Калуге пройдет Восьмой Калужский Пасхальный фестиваль колокольного звона "Медный ветер". Открытие пасхального фестиваля колокольного звона «Медный ветер» состоялось 21 апреля в храме Иоанна Предтечи в Калуге. В рамках фестиваля прошли мастер-классы, а также работала школа звонарей. За десять дней фестиваля в храмах Калуги и области прозвучали и прозвучат колокольные перезвоны, будут проведены мастер-классы, а также пройдут службы и молебны. Последний день фестиваля завершится в Свято-Троицком соборе Калуги ансамблевыми выступлениями "Красный звон", импровизациями, мастер-классами на колокольне и на малой учебной звоннице. В рамках фестиваля также принял участие храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги и его звонарь – Дмитрий.
Завершится фестиваль 30 апреля в Свято-Троицком кафедральном соборе вручением дипломов участникам.
Православный колокольный звон
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению,
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий, если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря: внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Виды звонов и их названия
Колокольный звон разделился на три основных вида:
1. Благовест
2. Перезвон, перебор
3. Собственно звон.
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон - это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.