В Никитском храме г. Калуги третий раз совершалась Пассия.
В воскресенье вечером 26 марта, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитский/ г. Калуги было совершено чинопоследование Пассии с акафистом Божественным Страстям Христовым, которое возглавил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма: иерея Димитрия Новикова, иерея Максима Коновалова при диаконе Дмитрии Агулине. По прочтении Евангелия от Луки иерей Максим Коновалов произнес проповедь. По отпусте под пение «Приидите, ублажим Иосифа…» духовенство храма и верующие приложились к Распятию, расположенному в центре храма.
Поучение на пассию
Братие и сестры!
Трогательное и необыкновенное событие воспоминает сегодня Святая Церковь. Небесный Учитель и величайший Благодетель — Господь наш Иисус Христос, как преступник, идет с двумя разбойниками на казнь Голгофскую.
Что было причиной такого неслыханного и неизреченного события? Что заставило Сына Божия сделаться Сыном Человеческим и претерпеть крестные страдания и смерть?
Ответ на этот вопрос дает нам Сам Спаситель мира в последнем наставлении с Креста. Совершилось (Ин 19:30), — вот то последнее слово, которое, по свидетельству евангелиста Иоанна, произнес Иисус Христос на земле. После сего восклицания Господь, преклонь главу, предаде дух.
Что же, братие и сестры, совершилось, спросим мы?
Богочеловек как Спаситель мира с любовию возвестил миру, что совершилось спасение, что люди искуплены Его страданиями, кровию и смертью. Эту истину мы исповедуем в Символе веры: “Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес… и страдавша и погребенна”.
Спасительная сила искупительной жертвы Господа нашего Иисуса Христа простирается на всех людей, на все их грехи и на все времена.
На кресте смертью Богочеловека совершилось спасение людей. После этого события мы видим целые сонмы спасенных, приобщившихся новой жизни, воссиявшей от креста Богочеловека.
Спасение должно быть главной целью нашей земной жизни, и она вся должна служить приготовлением к вечности. “Смотрите на небо, — завещали нам святые Отцы, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он приближал вас к Богу” и Царствию Небесному.
Для достижения вечной, блаженной жизни последователь Христа должен постоянно трудиться: всеусердно искоренять все страстное и греховное из человеческого естества и усвоять христианские добродетели.
Но для преуспеяния в деле спасения нам необходима помощь Божия, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу. Однажды преподобный Антоний Великий обратился к Богу с просьбой: “Господи, покажи мне путь спасения!”. Он вышел из своей пещеры и увидел кого-то, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться; после этого он опять начал трудиться, а, поработав, опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души.
Вся жизнь христианина должна быть посвящена Богу всегда, во всех обстоятельствах жизни. Никакое место не отделяет нас от Вездесущего Бога. “Место не спасет человека и не погубит, — говорит преподобный Нифонт, — одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”.
Христианин должен спасаться в тех условиях жизни, в которые он поставлен Промыслом Божиим, и устроять свой путь жизни так, чтобы он всецело был направлен к достижению Отечества Небесного. Эту истину один из учителей Русской Церкви, епископ Феофан Затворник, излагает в следующих словах: “Москва одна, а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него доходить можно, но стань переменять дороги, очень не дивно, что никогда не доберешься до того града”.
Последователь Христа должен верить, что все случаи жизни устрояются Промыслом Божиим, и потому всякое дело стараться делать так, как бы оно было поручено ему от Бога. Так всякий шаг нашей жизни, всякое слово и поступок можно согласовать с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни.
Жизнь семейная и общественная, если она будет согласна с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроять эту жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии с прогнанием всего греховного, то это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, — учат святые Отцы, — тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте все как волю Божию, на вас возложенную”.
Известны многие угодники Божии, которые среди шумного многолюдства и житейской суеты достигали спасения. Одному из преподобных Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.
Братие и сестры! Постараемся нести земное служение наше, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно и с усердием, приготовляясь отдать Богу отчет в исполнении их.
Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. И тогда мы станем истинными последователями Иисуса Христа, Спасителя нашего, и достойными наследниками вечного блаженства в Царствии Небесном.
Проповеди. Архимандрит Георгий (Тертышников)
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1849-v-nikitskom-khrame-g-kalugi-tretij-raz-sovershalas-passiya#sigProGalleria37591acff7