22 января. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1569).
22 января. Накануне, в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Максима Коновалова, иерея Дмитрия Новикова при диаконах Дмитрии Агулине и Вадиме Роговцеве было совершено Всенощное Бдение.
На полиелее духовенство пропело величание святому:
/Величаем тя, святителю отче Филиппе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего/
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил иерей Дмитрий Новиков при диаконе Дмитрии Агулине. Позднюю Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин,в сослужении иерея Максима Коновалова при диаконах Дмитрии Агулине и Вадиме Роговцеве. На сугубой ектенье возносились прошения и молитва о мире на Украине. По окончании Божественной Литургии было совершено славление праздника, Молебен и Панихида. Далее Воскресная школа Никитского храма поздравила настоятеля с Рождеством Христовым и спела Рождественские песнопения, после чего настоятель одарил всех детей шоколадками.
Господь приходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу. Замечательная картина русского художника Александра Иванова так и называется: “Явление Христа народу”. Первые шаги на великом поприще, первое действие драмы общественного служения Иисуса Христа. В кондаке празднику Крещения (кондак — одно из молитвословий, отражающее суть праздника) мы находим такие слова: “Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас”. По-русски это будет звучать так: “Сегодня явился всей вселенной, и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас”.
Поскольку во Христе вся полнота Божественной природы присутствует телесно, это означает, что в явлении Христа миру совершается подлинное Богоявление. Божественная природа Спасителя открывается людям через человеческий облик Иисуса Христа.
Он выходит навстречу миру не в силе и славе. Как перекликаются Вифлеем и Иордан, тема Рождества с темой Богоявления! Там Спаситель мира благоволит явиться на свет в убогой пастушеской пещере, а здесь Он делает первый шаг Своего общественного служения в окружении грешников. Безгрешный принимает вместе с ними крещение покаяния. Именно с этого начинается служение Иисуса Христа.
Почему именно с покаяния начинается миссия Христа? Очевидно, потому, что покаяние является чем-то сугубо важным для человека.
Ныне упоминание о покаянии нередко вызывает у человека реакцию отторжения. Одним это представляется чем-то бесконечно тоскливым. У других покаяние ассоциируется с добровольной дачей показаний на самого себя, когда жизненные обстоятельства или страх вынуждают человека к явке с повинной.
Однако тот факт, что Господь именно с проповеди покаяния начал Свое служение людям, свидетельствует об особом значении покаяния для жизни человека. Можно сказать, что покаяние есть основополагающая религиозная истина, некое весьма существенное измерение нашей духовной жизни, без которого полнота человеческого существования остается недостижимой. Мы говорили уже о том, что исполнение Божественного замысла о человеке неосуществимо помимо свободного волеизъявления со стороны людей, что внутреннее содержание Благовещения есть согласие Девы Марии соучаствовать Богу в деле спасения, высказанное от лица всего мира. Покаяние же есть индивидуальный, личный ответ каждого из нас на вопрос о готовности соучаствовать в деле спасения, совершаемом Богом.
Бог приходит в мир и воплощается ради нашего спасения. И теперь уже только от нас зависит, принять Его или отвергнуть, стать ли соработниками Ему в деле достижения полноты нашей жизни или остаться глухими к Его призыву. Покаяние — это изъявление нашей готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая. Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.
Как много страданий и горя приносит нам неспособность увидеть себя глазами ближнего! Ведь нам кажется, что мы всегда правы. Почему происходят конфликты? Чаще всего потому, что мы оказываемся неспособными увидеть себя и происходящее со стороны, признать свою неправоту. Ведь мы убеждены, что всегда стоим за истину, а не прав обязательно кто-то другой: муж, жена, родители или дети, братья или сестры, соседи или коллеги по работе. Ах, как трудно дается нам осознание собственной неправоты! Почти все семейные конфликты, причиняющие столько боли и страданий, проистекают от неумения и нежелания критически оценить и подвергнуть беспристрастному суду свои мысли и поступки.
Та же картина в нашей общественной и политической жизни. Люди сталкиваются между собою, и кажется, что единственной целью дискуссий становится стремление доказать, что говорящий умен, а его оппоненты глупы, что одни имеют монополию на истину, а другие обречены на пожизненное заблуждение. Подобное некритичное стояние в собственной “непогрешимой правоте”, потребность возводить свои убеждения в статус истины и приводят людей к нетерпимости, конфронтации и вражде. Чаще всего никто не признается в собственной неправоте даже себе самому, подобно тому как алкоголик никогда не согласится с тем, что он одержим тяжким недугом.
Примеры этого рода можно, к сожалению, множить до бесконечности. Ясно одно: многие наши беды проистекают от неспособности к покаянию.
Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы, которую Бог вложил в природу человека. Осознание этого — величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.
Собственно, покаяние (по-гречески “метанойя”) и означает “изменение”. Изменение сердца, разума, образа жизни. От осознания неправды — через покаяние — к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни.
Покаяние — это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. “Велико это средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего, уготовал ради нашей вечной жизни, ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялись и представали в добродетельном изменении воли и обновлении разума”, — говорит преподобный Исаак Сирин.
Без покаяния невозможно спасение. Не случайно Спаситель начал Свое общественное служение с проповеди покаяния и с участия в “крещении покаяния” у Иоанна Крестителя на Иордане. Безгрешный и совершенный, Он принял образ кающегося человека, в толпе сокрушенных сердцем пришел к Иоанну на Иордан, давая тем самым нам понять особое значение покаяния для дела человеческого спасения.
Будем же памятовать о том, что покаяние, способность к самокритике и внутреннему суду над собой, готовность исправить свою жизнь есть персональный ответ на явление Бога миру во Иисусе Христе.