Prev Next

В день памяти великомученика Никиты в Никитском храме г.Калуги прошли праздничные Богослужения.

28 сентября, в день памяти великомученика Никиты Готфского в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги была совершена праздничная Божественная Литургия.

         Возглавил Божественную Литургию протоиререй Анатолий Рыжков – почетный настоятель храма Петра и Павла г.Калуги, ему сослужили:

Протоиерей Игорь Князев – настоятель храма Спаса-Неркукотворного г.Кондрово;

 

Протоиерей Алексей Пелевин – настоятель Никитского храма г. Калуга;

Иеромонах Иов (Шебитченко) – настоятель храма Иоанна Предтечи г. Малоярославца;

Иерей Александр Земцов – настоятель храма вмч. Георгия Победоносца с.Романово Медынского района;

Иерей Сергий Шмидов – настоятель храма Илии Пророка с.Ильинское Жуковского района;

Иерей Максим Коновалов – клирик Никитского храма;

Протодиакон Сергий Комаров – руководитель пресс-службы Калужской епархии;

Диакон Вадим Роговцев и диакон Дмитрий Агулин – клирики Никитского храма

         На сугубой ектенье возносились прошения о мире на Украине. По окончании Литургии был совершен праздничный молебен и Крестный ход. В завершении Крестного хода, перед иконой и ковчегом с частицей мощей вмч. Никиты была прочитана молитва и пропето величание святому. Также был совершен чин поклонения Кресту и пропеты уставные многолетия. После чего, настоятель Никитского храма – протоиерей Алексей Пелевин поздравил всех присутствующих с праздником и произнес проповедь.

В честь великомученика Никиты Готфского освящен правый предел храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Ко­гда Чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, сие зна­ме­ние по­бе­ды, был воз­не­сен вы­со­ко над ми­ром, то со­имен­ный по­бе­де свя­той Ни­ки­та при­шел под его сень. На­ка­нуне се­го дня мы празд­но­ва­ли Воз­дви­же­ние Свя­то­го Кре­ста, сию непо­бе­ди­мую для ми­ра по­бе­ду, а ныне убла­жа­ем свя­то­го Ни­ки­ту, имя ко­е­го озна­ча­ет по­бе­ди­те­ля[1]. Сей доб­рый во­ин Иису­са Хри­ста стал под кре­стом, как бы под зна­ме­нем, чтобы ве­сти брань про­тив вра­гов Свя­то­го Кре­ста в честь Рас­пя­то­го на нем. Один во­ин­ству­ет за ца­ря зем­но­го, дру­гой за свою жизнь и су­ет­ную сла­ву, – иной за вре­мен­ные бо­гат­ства, а свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Еди­но­го Гос­по­да сво­е­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый есть Царь вся­ко­го со­зда­ния и на­ша сла­ва и ни­ко­гда не ис­ся­ка­ю­щее бо­гат­ство. А где и ка­ким об­ра­зом сей во­ин под­ви­зал­ся за Хри­ста, – об этом по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее.

Ко­гда в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го свя­тая ве­ра на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по всей все­лен­ной, то­гда и в Гот­ской стране, по ту сто­ро­ну ре­ки Ис­т­ра (Ду­ная) вос­си­я­ло, как свет во тьме, свя­тое бла­го­че­стие. В той стране был рож­ден, кре­щен и по­лу­чил вос­пи­та­ние свя­той Ни­ки­та. Гот­ский епи­скоп Фе­о­фил, при­ни­мав­ший уча­стие в Пер­вом Ни­кей­ском Со­бо­ре, ис­по­ве­дав­ший дог­ма­ты пра­во­слав­ной ве­ры и под­пи­сав­ший опре­де­ле­ния со­бо­ра – про­све­тил Ни­ки­ту све­том ве­ры и кре­стил его во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни древ­ний за­вист­ник – диа­вол, не вы­но­ся то­го, что свя­тая ве­ра Хри­сто­ва рас­про­стра­ня­ет­ся и чис­ло хри­сти­ан всё бо­лее и бо­лее уве­ли­чи­ва­ет­ся, воз­двиг в сей вар­вар­ской зем­ле, омра­чен­ной идо­ло­слу­же­ни­ем, борь­бу и силь­ное го­не­ние про­тив ис­по­ве­ду­ю­щих имя Хри­ста и ве­ру­ю­щих в Гос­по­да. Дух зло­бы вну­шил кня­зю той стра­ны, по име­ни Фа­на­ри­ху, уби­вать хри­сти­ан и ис­тре­бить с зем­ли сво­ей да­же па­мять о них. В то вре­мя про­изо­шло у го­тов раз­де­ле­ние и меж­до­усоб­ная брань. Они раз­де­ли­лись на две ча­сти: од­на часть име­ла во­ждем сво­им неко­е­го Фри­ти­гер­на, а дру­гою ру­ко­во­дил же­сто­кий му­чи­тель Афа­на­рих. Ко­гда сии еди­но­пле­мен­ни­ки со­шлись друг с дру­гом на бой и про­изо­шло ве­ли­кое кро­во­про­ли­тие, Афа­на­рих, имев­ший боль­ше си­лы и храб­ро­сти, одо­лел и по­бе­дил сво­е­го про­тив­ни­ка и об­ра­тил его вой­ско в бег­ство. По­беж­ден­ный Фри­ти­герн бе­жал в Гре­цию, где ис­кал по­мо­щи у хри­сто­не­на­вист­но­го ца­ря Ва­лен­та; им­пе­ра­тор при­ка­зал все­му вой­ску, быв­ше­му во Фра­кии, ид­ти на по­мощь Фри­ти­гер­ну. По­сле се­го Фри­ти­герн со все­ми остав­ши­ми­ся сво­и­ми во­и­на­ми и с со­бран­ным во Фра­кии гре­че­ским вой­ском вы­сту­пил про­тив сво­е­го со­пер­ни­ка. Пе­ре­хо­дя через ре­ку Истр (Ду­най), он при­ка­зал сде­лать изо­бра­же­ние свя­то­го кре­ста и но­сить сие изо­бра­же­ние пред сво­и­ми пол­ка­ми. Так он на­пал на Афа­на­ри­ха. Про­изо­шло ужас­ное сра­же­ние, но хри­сти­ане с по­мо­щью кре­ста одо­ле­ли Афа­на­ри­ха и по­бе­ди­ли всё его вой­ско: од­них уби­ли, дру­гих взя­ли в плен, так что сам он с неболь­шой дру­жи­ной ед­ва успел убе­жать. С то­го вре­ме­ни хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная ве­ра всё бо­лее и бо­лее ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди го­тов, ибо мно­гие, уви­дев непре­одо­ли­мую си­лу кре­ста, про­явив­шу­ю­ся в бит­ве, уве­ро­ва­ли в Рас­пя­то­го на Кре­сте Гос­по­да.

Ко­гда умер епи­скоп Фе­о­фил, на его ка­фед­ру всту­пил Ур­фил, муж бла­го­ра­зум­ный и бла­го­че­сти­вый. Он изоб­рел для го­тов пись­ме­на и пе­ре­вел с гре­че­ско­го язы­ка на гот­ский мно­го книг, так что свя­тая ве­ра хри­сти­ан­ская рас­про­стра­ня­лась сре­ди го­тов с каж­дым днем всё бо­лее и бо­лее. Утвер­жде­нию там ве­ры во Хри­ста спо­соб­ство­вал сво­им рве­ни­ем и свя­той Ни­ки­та, один из бла­го­род­ней­ших и слав­ней­ших лиц той зем­ли. Сво­им бла­го­че­сти­ем и бо­го­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми он мно­гих при­вел ко Хри­сту.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя нече­сти­вый Афа­на­рих сно­ва воз­вра­тил­ся к се­бе на ро­ди­ну. До­стиг­нув вла­сти и си­лы, он, на­уча­е­мый бе­сом, воз­двиг в сво­ей об­ла­сти страш­ное го­не­ние на хри­сти­ан, ста­рал­ся от­мстить за свое уни­же­ние, так как он был по­беж­ден и по­срам­лен хри­сти­а­на­ми в бит­ве.

То­гда свя­той Ни­ки­та, рас­па­ля­е­мый рев­но­стью к Бо­гу, вы­шел на борь­бу с обо­и­ми вра­га­ми, неви­ди­мым и ви­ди­мым: борь­бу про­тив неви­ди­мо­го вра­га он вел, об­ра­щая невер­ных в ис­тин­ную ве­ру и преду­го­тов­ляя ве­ру­ю­щих к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу; борь­бу же с ви­ди­мым вра­гом он вел, об­ли­чая му­чи­те­ля Афа­на­ри­ха и уко­ряя его за его без­бо­жие и бес­че­ло­веч­ность, за то что он пре­да­вал мно­же­ство ве­ру­ю­щих раз­лич­ным му­кам; та­ким об­ра­зом свя­той Ни­ки­та по­бе­дил обо­их: и диа­во­ла по­прал, и су­ро­вость му­чи­те­ля пре­одо­лел. Раз­лич­ные му­ки, ко­и­ми у доб­ро­го стра­даль­ца Хри­сто­ва хо­те­ли вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, бы­ли бес­силь­ны, и сам му­чи­тель был в недо­уме­нии, по­че­му он при всем сво­ем мо­гу­ще­стве не мог пре­кло­нить к сво­е­му зло­че­стию од­но­го ра­ба Хри­сто­ва, твер­до­го в сво­ем ис­по­ве­да­нии по­доб­но креп­ко­му и непо­ко­ле­би­мо­му стол­пу.

Что же за­ду­мал то­гда без­за­кон­ный? Он за­ду­мал уни­что­жить ог­нем то­го, ко­го не мог убить мно­ги­ми ра­на­ми, ис­тя­за­ни­ем пло­ти и раз­дроб­ле­ни­ем чле­нов. Но че­го же до­стиг нече­сти­вый? Он бо­лее сам се­бя сжег сво­ею яро­стью, чем му­че­ни­ка – пла­ме­нем: свя­той Ни­ки­та, хо­тя и на­хо­дил­ся в огне, од­на­ко те­ло его не сго­ре­ло от ог­ня, ду­ша же его воз­ро­ди­лась для но­вой веч­ной бес­смерт­ной жиз­ни. Меж­ду тем му­чи­тель и без ог­ня сго­рел от сво­е­го без­бо­жия: он омерт­вел сво­ею ду­шою и те­ло свое преду­го­то­вил в ад. Так свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Хри­ста под зна­ме­ни­ем кре­ста и по­ка­зал се­бя по­бе­ди­те­лем; не толь­ко по име­ни, но и на са­мом де­ле он был та­ко­вым.

Те­ло свя­то­го, не по­вре­жден­ное ог­нем, оста­ва­лось без по­гре­бе­ния и ле­жа­ло, бу­дучи бро­ше­но с бес­че­сти­ем. В то вре­мя про­жи­вал там од­ни бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, по име­ни Ма­ри­ан. Сей муж был ро­дом из Ки­ли­кий­ской стра­ны, из го­ро­да Моп­су­е­стии. По неко­то­ро­му де­лу сво­е­му он при­шел в Гот­скую зем­лю и здесь оста­но­вил­ся на до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Ма­ри­ан по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Ни­ки­тою и при­об­рел его друж­бу и лю­бовь; в осо­бен­но­сти же он воз­лю­бил его то­гда, ко­гда уви­дел, что свя­той по­движ­ник сто­ял за свя­тую ве­ру Хри­сто­ву да­же до го­тов­но­сти про­лить за нее кровь свою. И вот, ко­гда те­ло свя­то­го ле­жа­ло непо­гре­бен­ным, Ма­ри­ан за­ду­мал, как бы ему взять те­ло воз­люб­лен­но­го сво­е­го дру­га и му­че­ни­ка Хри­сто­ва и от­не­сти в свою род­ную стра­ну. Но он бо­ял­ся при­ве­сти в ис­пол­не­ние свое на­ме­ре­ние из стра­ха пред кня­зем, при­ка­зав­шим, чтобы ни­кто не смел по­гре­бать те­ла му­че­ни­ка. То­гда Ма­ри­ан за­ду­мал тай­но но­чью взять его.

При на­ступ­ле­нии но­чи Ма­ри­ан го­тов был вый­ти на за­ду­ман­ное де­ло; но ночь бы­ла тем­ной и дожд­ли­вой, так что ему труд­но бы­ло ид­ти. Ма­ри­ан был силь­но опе­ча­лен этим, ибо он не ви­дел, ку­да ид­ти и где най­ти отыс­ки­ва­е­мое те­ло му­че­ни­ка. Ко­гда он силь­но скор­бел о сем, Бог вся­ких уте­ше­ний, неко­гда ука­зав­ший волх­вам звез­дою путь в Виф­ле­ем (Мф.2:2), уте­шил и Ма­ри­а­на в скор­би и ука­зал ему бла­го­при­ят­ный путь к об­ре­те­нию те­ла свя­то­го: Он по­слал некую небес­ную си­лу в ви­де звез­ды, ко­то­рая, вос­си­яв пред Ма­ри­а­ном, по­ве­ла его, ку­да бы­ло нуж­но. Сия звез­да пред­ше­ство­ва­ла пред Ма­ри­а­ном и раз­го­ня­ла ноч­ной мрак; он же с ра­до­стью сле­до­вал за нею. До­стиг­нув то­го ме­ста, где на­хо­ди­лось те­ло свя­то­го, звез­да оста­но­ви­лась над ним. То­гда Ма­ри­ан, об­вив те­ло му­че­ни­ка чи­стой пла­ща­ни­цей, по­нес его в дом, где про­жи­вал.

Так Ма­ри­ан по­лу­чил ис­ко­мое со­кро­ви­ще. Скрыв его на вре­мя у се­бя в жи­ли­ще с боль­шим тща­ни­ем, он вско­ре по­сле се­го воз­вра­тил­ся в оте­че­ство и при­нес с со­бою те­ло свя­то­го му­че­ни­ка. При­шед­ши в го­род Моп­су­е­стию, Ма­ри­ан с че­стью по­хо­ро­нил его в сво­ем до­ме.

Бог нис­по­слал бла­го­сло­ве­ние до­му Ма­ри­а­на ра­ди стра­сто­терп­ца Сво­е­го, свя­то­го Ни­ки­ты, как неко­гда Он бла­го­сло­вил мно­ги­ми бо­гат­ства­ми дом Пен­те­ф­рия ра­ди Иоси­фа (Быт.39:5) и дом Авед­да­ров ра­ди Ки­во­та За­ве­та (2Цар.6:11). Дом Ма­ри­а­на стал изоби­ло­вать боль­шим бо­гат­ством: и ве­ще­ствен­ным, и ду­хов­ным, ибо от гро­ба свя­то­го по­да­ва­лось мно­го да­ров всем нуж­да­ю­щим­ся и нис­по­сы­ла­лось бо­ля­щим мно­го ис­це­ле­ний. Весь го­род и окрест­ные жи­те­ли со­би­ра­лись ко гро­бу свя­то­го, так что дом Ма­ри­а­на не мог вме­стить всех со­би­рав­ших­ся сю­да ве­ру­ю­щих; по­се­му все ре­ши­ли по­стро­ить цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ки­ты и по­ло­жить там мо­щи му­че­ни­ка. При­няв­шись со рве­ни­ем за сие де­ло, ве­ру­ю­щие в ско­ром вре­ме­ни воз­двиг­ли храм. По окон­ча­нии стро­е­ния, ко­гда храм был укра­шен с по­до­ба­ю­щим бла­го­ле­пи­ем, гроб свя­то­го му­че­ни­ка от­кры­ли и, взяв ков­чег, по­нес­ли его в но­во­со­здан­ную цер­ковь и здесь по­греб­ли в зем­ле. Толь­ко од­но­му Ма­ри­а­ну уда­лось взять на бла­го­сло­ве­ние сво­е­му до­му от мо­щей свя­то­го один перст, ко­то­рый он и хра­нил у се­бя с бла­го­го­ве­ни­ем; бо­лее ни­кто не мог взять ни од­ной ча­сти­цы от мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты.

Од­на­жды бла­жен­ный Авк­сен­тий, епи­скоп Моп­су­е­стий­ский, со­здав цер­ковь в честь свя­тых му­че­ни­ков Та­ра­ха, Про­ва и Ан­д­ро­ни­ка[9], от­пра­вил по­сла­ние в го­род Ана­за­рву[10], где по­чи­ва­ли мо­щи сих трех свя­тых; в сво­ем по­сла­нии он про­сил граж­дан Ана­за­рвы дать неко­то­рую часть мо­щей свя­тых му­че­ни­ков для вновь вы­стро­ен­но­го хра­ма. То­гда граж­дане Ана­за­рвы про­си­ли Авк­сен­тия, чтобы он вза­мен дал им неко­то­рую часть мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты на бла­го­сло­ве­ние их го­ро­ду. Же­лая ис­пол­нить их прось­бу, епи­скоп при­ка­зал от­крыть гроб свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­ты. И вот без вся­кой ви­ди­мой при­чи­ны мра­мор­ный ка­мень, быв­ший на гро­бе свя­то­го, рас­пал­ся на две по­ло­ви­ны. Один из при­сут­ство­вав­ших здесь дерз­но­вен­но кос­нул­ся сво­ей ру­кой свя­тых мо­щей, но тот­час же ру­ка его вы­сох­ла, а на него са­мо­го на­пал ужас. В то же вре­мя раз­дал­ся с неба силь­ный удар гро­ма и блес­ну­ла яр­кая мол­ния; все при­шли в страх. То­гда епи­скоп по­нял, что Бог не бла­го­слов­ля­ет раз­дроб­лять мо­щи свя­то­го, и рас­ка­ял­ся в сво­ем на­ме­ре­нии. Взяв за ис­сох­шую ру­ку че­ло­ве­ка, дерз­ко при­кос­нув­ше­го­ся к мо­щам свя­то­го, он сно­ва до­тро­нул­ся ею до мо­щей и стал мо­лить­ся:

– О, свя­той му­че­ник Хри­стов Ни­ки­та! Те­бе бо­лее по­до­ба­ет ис­це­лять, чем вре­дить, ибо ты благ и под­ра­жа­ешь Все­бла­го­му Гос­по­ду, и ес­ли ты ско­ро на­ка­зал се­го че­ло­ве­ка, то не еще ли ско­рее по­ми­лу­ешь его.

Лишь толь­ко епи­скоп про­из­нес сии сло­ва, тот­час ис­це­ле­ла вы­сох­шая ру­ка то­го че­ло­ве­ка, и все удив­ля­лись чу­де­сам свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­та и про­слав­ля­ли Бо­га. Не осме­ли­ва­ясь уже бо­лее ка­сать­ся мо­щей угод­ни­ка Бо­жия, епи­скоп, со­вер­шив над ни­ми бла­го­го­вей­ное пе­ние, сно­ва с че­стью за­крыл его гроб­ни­цу, сла­вя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це Бо­га, Ко­е­му по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.

 

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 183 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте