17 июля. Неделя 4-я по Пятидесятнице, Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918).
Накануне праздника, в субботу вечером, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ было совершено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Дмитрия Новикова.
На полиелее было пропето величание святым
Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
В сам день, в Никитском храме были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик храма священник Дмитрий Новиков. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин. На сугубой ектенье возносились прошения о мире и умерении вражды на Украине. По завершении Божественной Литургии был совершен праздничный молебен и прочитана молитва. Далее настоятель произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем день расстрела — на земле, и день славы и торжества — на небе, последнего русского императора и его семьи. Эта слава засвидетельствована Самим Богом через чудеса по молитвам этих святых, через почитание церковным народом и, нако- нец, через благодать, приходящую ныне в наши сердца ради их почитания.
Как и любые другие святые, царственные страстотерпцы кажутся нам теперь «неотмирными», т.к. вели особенную жизнь, совершали только необычайные поступки. На самом же деле император и императрица были по положению своему погружены в самую гущу общественной жизни. И потому вокруг них, как это бывает на властном «олимпе», всегда было множество людей, ищущих только своей выгоды, интригующих и пытающихся манипулировать даже царской властью ради своих целей. И именно от этих деятелей выходили те неприязненные воспоминания, которые во внецерковной среде формировали негативный образ императора и его семьи. Вспомним хотя бы то, что мы с вами вынесли из школьных уроков истории о Николае Александровиче: «кровавый тиран», «блюститель «тюрьмы народов», «неумелый и нерешительный правитель». Но мы знаем, что по-другому и не могло быть: удел святых в этом мире — оставаться при жизни непонятыми и непринятыми. Логика поступков императора часто вызывала даже у ближайшего окружения недоумение: он поступал так, как будто решения его должны быть действенными и правильными уже в силу того, что они справедливы и праведны перед судом Божиим. И это действительно непонятно и никак необъяснимо для «людей века сего». Теперь же мы подлинно знаем, что деятельность помазанника Божия на своем «посту» имела колоссальный успех — развитие России и материальное, и культурное совершило громадный скачок вперед за период последнего царствования. Страна оставалась на подъеме даже в годы Мировой войны и даже перед самой катастрофой 1917 г. И все же за эти годы неслыханного ранее развития Россия обнаружила некоторый надлом, ставший основной причиной этой катастрофы. И надлом этот заключался в потере веры и отступлении от нее как экономической и политической элиты, так и широких масс народа. Все очевидно были захвачены опьянением от собственной мощи и богатства еще открывающихся новых материальных возможностей. Увы, такое состояние часто рождает в душах людей гордость и самонадеянность, подавляя в нас трезвые понятия о мире и своем месте в нем. На этом фоне необходимое в большой войне напряжение всех сил страны вызвало резкое недовольство властью и персонально императором, умело подогретое заинтересованными силами. И потому, наконец, случился надлом той целостности, которая давала крепость и жизнь всему организму России, разорвался основанный на вере союз между поставленным Богом монархом и присягнувшим ему народом. Это стало началом целой череды катастроф России, как в духовной, так и материальной жизни в XX веке. Надлом этот готовился и созревал давно, и о нем предупреждали с горестью многие наши святые. Видимо, знал о неминуемости беды и сам царь, только этим можно объяснить никем неожидаемую легкость, с которой было подписано им отречение от престола. Но он сошел с трона не принуждаемый силой, а добровольно, и лишь когда увидел невозможность действовать как православному монарху в любви и согласии, в «симфонии» с подданными. Подобно первым русским святым Борису и Глебу, он не хотел стать причиной междоусобной войны, и всем показал, что никак не держался за богатство и привилегии царской власти, желая скорее стать жертвой, чем проливать русскую кровь. Этого принципа и держался до конца наш государь, восходя на свою голгофу, претерпевая всякое зло от тех, кого более всего любил. Это убеждение в необходимости следования только путем долга и данного Богом пути держалась и супруга императора, опровергшая своей верностью выбору мужа при- писанное ей властолюбие. И еще одна черта, несомненно, украшала царственную чету — независимость от богатства. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:25), — читаем мы в Евангелии. И для нас несомненно, что обладая огромными богатствами, семья последних Романовых не надеялась на него, чтобы не перестать уповать на Бога. Они не строили заранее планов бегства от подданных, не готовили себе удобных и надежных убежищ на случай опасности, но предали себя и в этом Богу. И потому к моменту их подлого расстрела им была готова обитель на Небесах, где с ними пребывает Сам обетовавший нам ее Спаситель Христос (Ин.14:2) и где все они — Николай, Александра, Ольга, Мария, Анастасия и Алексей — собирали себе всю свою жизнь «сокровище неоскудеваемое» (Лк.12:33) и «неветшающее», которое не могли уже отнять у них никакие земные гонители. Аминь.
Фроловский храм
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1589-17-iyulya-nedelya-4-ya-po-pyatidesyatnitse-prp-andreya-rubleva-ikonopistsa-xv-strastoterptsev-imperatora-nikolaya-ii-imperatritsy-aleksandry-tsarevicha-aleksiya-velikikh-knyazhen-olgi-tatiany-marii-anastasii-1918#sigProGalleria9a93502e7f