10 апреля.
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель Никитского храма – протоиерей Алексей Пелевин, в сослужении иерея Дмитрия Новикова, иерея Алексея Дорохина, при дьяконе Дмитрии Маркове.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил иерей Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин, в сослужении иерея Дмитрия Новикова. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
По окончании была произнесена проповедь об исцелении Христом бесноватого юноши.
После Литургии было совершено молебное пение перед Святынями Свято-Георгиевского Мещовского монастыря.
В этот день Святая Церковь напоминает нам о евангельском событии, которое произошло сразу после Преображения Господня. Когда Иисус Христос спускался с Фаворской горы со Своими учениками, к Нему подошел человек и поведал о том, что у него есть сын, который страдает падучей болезнью. В новолуние дьявол особенно мучает его. При этом человек говорит Христу, что он уже обращался к Его ученикам с просьбой об исцелении, но они ничего не смогли сделать. Иисус сказал тогда: "о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего" (Лк.9:41).
Отец обратился к Христу: "Учитель, если можешь что-то сделать - сделай, пожалуйста!" А Господь отвечает ему: "если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк.9:23-24). Среди толпы были не только те, кто шли за Христом и слагали каждое слово Господа в своих сердцах. Там были книжники и фарисеи, которые тоже знали о том, что ученикам Христа не удалось изгнать бесов, и злорадствовали о бессилии этих простых неграмотных рыбаков. В такой ситуации несчастному отцу отрока очень не просто было произнести эти слова: "верую, Господи! помоги моему неверию".
Господь совершает чудо - изгоняет из отрока беса. По виду юноша казался мертвым, но он не умер и через некоторое время был в объятиях своего отца, который радовался и ликовал об исцелении своего сына. Позже, когда ученики Христа остались с Ним наедине, они спросили Его: "почему мы не могли изгнать беса?" Господь ответил им: "по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвой и постом" (Мф.17: 20-21).
Когда мы вступаем на поприще поста, многих из нас одолевает какое-то чувство тяжести и нежелания по-настоящему совершать постное делание. Нам кажется, что Церковь предлагает очень тяжелое и неудобное для нас бремя: вот снова мы должны отказываться от привычной и излюбленной пищи, снова должны ограничивать себя. И без того у нас, как нам кажется, много неудобств в нашей жизни. Но обратим внимание на слова Спасителя, которые адресованы не только к тем людям, которые находились рядом со Христом во время Его земной проповеди, но и к каждому из нас. Если мы хотим, чтобы в нас был побежден враг рода человеческого, если мы хотим изгнать из своей жизни дьявола, то мы должны как можно чаще обращаться к посту и молитве. И при этом помнить, что пост это не только ограничения в потреблении какого-то вида пищи - мяса, молока, яиц.
Иоанн Златоуст говорил: "Что пользы вам от того, что вы мясо постом не едите, а заживо "поедаете" своих ближних". Так в чем смысл поста, при котором мы не будем вкушать мяса, молока, яиц, но при этом будем продолжать осуждать, гневаться, злословить, обижаться, обманывать? Будет ли такой пост спасительным? Действительно ли он явится орудием, с помощью которого мы сможем победить врага рода человеческого? Нет, не в том заключается суть поста, чтобы мы не вкушали скоромную пищу, хотя это предписание Церкви выполнять необходимо. Прежде всего, мы должны воздерживаться от совершения греха. Хотя бы в постное время обуздать себя и сказать себе: "Я не должен гневаться. Я не должен осуждать. Я не должен обижать окружающих. Я не должен обманывать и воровать. Я не должен нарушать заповеди Божии". Вот таким постом, сопряженным с молитвой, нам удастся победить врага рода человеческого.
Кто-то может сказать: "Слава Богу! Я не одержим бесом, как этот евангельский отрок". Но если мы внимательнее присмотримся к самим себе, начнем анализировать свои мысли, свои слова, свои дела, то мы увидим, что многое из того, о чем мы думаем, что говорим и совершаем, является продуктом страстей, которые живут внутри нас. А что такое страсть как не присутствие демона в нашей душе и в нашем сердце! Поэтому, оказывается, что многие из нас одержимы бесом. И мы не подозреваем об этом, и не задумываемся над этим, и не прикладываем никаких усилий, чтобы изгнать его из своего сердца и своей жизни. И дай Бог, чтобы вся наша жизнь, и не только во время поста, была служением Богу, стремлением к Богу, - такой должна быть жизнь каждого христианина. И всем нам необходимо с особым усердием молиться Матери Божией, нашей величайшей Заступнице и Ходатаице перед Богом, чтобы ее предстательством Господь помог нам изгнать из нашей жизни дьявола. Так ежедневно мы просим в молитве Господней: "и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого" (Мф.6:13). Дай Бог, чтобы молитвами Богородицы, с верой и упованием на милосердие Божие мы могли преодолевать все искушения, которые встречаются нам на жизненном пути. И преодолевая эти искушения, нам необходимо помнить о том, что мы призваны быть достойными детьми нашего Господа, то есть теми, которые не на словах, а по сути своей жизни любят своего Господа и Творца и все усилия своей жизни полагают на то, чтобы Господь постоянно пребывал в нашем сердце. Аминь.