Prev Next

7 января. День празднования Рождества Христова.

 

7 января,  утром в день празднования Рождества Христова в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги Божественную Литургию совершил клирик храма священник Георгий Хлебников в сослужении дьякона Дмитрия Маркова.

По окончании Божественной Литургии  в центральной части храма перед чтимой иконой Рождества Христова был совершен праздничный молебен. В завершении богослужения верующим были зачитаны Рождественские послания Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и главы Калужской Митрополии митрополита Калужского и Боровского Климента. 

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Любовь Божия к нам открылась в том,

что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,

чтобы мы получили жизнь через Него.

(1 Ин. 4:9) 

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

 

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен.

И вот Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.

Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.

По слову преподобного Серафима Саровского, «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать… “Сыне, даждь Мне сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие» (Беседа о цели христианской жизни). Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и, тем более, Он не пренебрегает имеющими физические недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и не должно повергать его в уныние или становиться причиной губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих. Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое, — призывает Он (Притч. 23:26).

Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6). И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование.

Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям. Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды.

Особое слово я хотел бы сегодня обратить к жителям Украины. Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. «Вы слышали, — обращается ко внимающим Ему Господь, — что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:43-45). Пусть эти слова Спасителя станут для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе.

Призываю всех чад многонациональной Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов.

В эту же Рождественскую светозарную ночь и последующие святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота — нашу искреннюю любовь, вместо ладана — теплое моление, вместо смирны — доброе и заботливое отношение к ближним и дальним.

Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием, молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от Великодаровитого Господа Иисуса. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2015/2016 гг.

г. Москва

 

 

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского

 

Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим:
се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил:
еже есть сказаемо, с нами Бог
(Мф. 1:22—23).

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 От всей души поздравляю всех вас с дивным праздником Рождества Христова! 

 

Сегодня Небеса стали ближе дольнему миру, и мы воспеваем вместе с Церковью: «С нами Бог!» (Ис. 8:10). Удивительными словами праздничного богослужения воздает она хвалу Творцу Неба и земли, призвавшего из небытия и держащего в Своей власти все, что есть в мире: от безжизненного вещества до бесплотных ангелов. «Кто Бог велий, яко Бог наш!» (Пс. 76:14) — прославляет Святая Церковь Господа Вседержителя, достойного всякого почтения.

Еще более удивительно Его воплощение в реалиях нашего земного мира, когда всемогущий, бесконечный Бог «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7). Предреченный пророками «Сын человеческий» (Дан. 7:13) — единородный Отцу Сын Божий и беспорочный Человек — помещается в темную точку пещеры среди залитой лунным светом палестинской пустыни, в точку начала новой истории мира и человека — эры торжества благодати Святого Духа над действующим в мире грехом.

Долгожданный Мессия рождается в кротости и нищете духа, утверждая единство евангельской проповеди и примера Своей земной жизни с самого ее начала. При вести о новом великом Царе волнение охватывает жителей Иерусалима. Опасаясь за свои должности и неправедно нажитые богатства, они, по словам святителя Филарета Московского, пребывают «не в радости со Христом, пришедшим спасти, но в смятении с Иродом, ищущим погубить» Богомладенца. Надменный узурпатор хладнокровно уничтожает целое поколение жителей Вифлеема, чтобы в очередной раз доказать свое шаткое право называться царем Иудеи — небольшой области, подвластной могуществу Рима.

Но человеческое властолюбие Ирода разбивается о всеведение Бога, явившегося на земле кротким Младенцем. «Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение» (Пс. 149:4), — изрек Псалмопевец, предвосхищая евангельские события.

«В человецех благоволение!» (Лк. 2:14) — вторит ему ангельский хор, призывая людей достойно воспринимать милости Божии. Господь «идеже хочет, побеждает естества чин», но ожидает человеческого благоволения. Самовластно повелевавший ветру и изгонявший духов, одним словом воскрешавший мертвецов, Христос не совершает чуда среди людей, на глазах у которых он вырос, потому что они не благоволят, но сомневаются: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария... и сестры Его не все ли между нами?» (Мф. 13:55,56).

Благой воли ждет пришедший в мир Христос и от нас — воли на добрые дела, слова и стремления, которыми Его слова облекаются в реальность наших повседневных трудов, мыслей и чаяний. Господь учит нас Своим примером, так что евангельские заповеди — это не потусторонние максимы высшего порядка, а благодатный опыт самого Сына человеческого. «Научитесь от Меня, — обращается Он к нам, — ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Всех, кто исполняет волю Божию, Спаситель назвал Своим братом, сестрой и матерью (Мф. 12:50). Станем же ближними Христу через нашу жизнь. Постараемся исполнить Его заповеди, несмотря на внешние смятения и внутренние борения. Не растрачивая свои силы на развлечения и суету, будем крепить нашу веру и служить всем, кто нуждается в помощи и участии.

Но, как предупреждал преподобный Иоанн Лествичник, одних трудов для вечности мало. Ведь не самим по себе «трудам, но простоте и смирению являет себя Бог». Почти два века назад святитель Московский Филарет высказал актуальное для наших дней пожелание: «Снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, не побеждаемое никакими оскорблениями, — «сие да мудрствуется в вас», подобно как «и во Христе Иисусе».

Нам надо постараться приобрести эту мудрость во Христе, чтобы в смирении и кротости исполнять Евангелие, не осуждая падающих и не высмеивая неведующих спасения. Ведь родившийся сегодня Богомладенец Христос без лицеприятия и предвзятости, как истинный «Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), может в любой момент коснуться души другого человека. Но Он не будет пребывать в том, кто превозносится перед другими и надеется на свои «заслуги» перед Богом.

В этот святой праздник, когда Небеса ближе земле, встретим пришествие Господа Эммануила единством в вере и добродетели. Где же собраны двое или трое во имя Христа, там и Он пребывает. Желаю всем обрести величайшее счастье сопребывания с Богом, чтобы независимо от внешних обстоятельств переполненные Им сердца истинно свидетельствовали:

«С нами Бог!»

Смиренный

                         Митрополит Калужский и Боровский

 

Рождество Христово
25 декабря 2015 / 7 января 2016 года
г. Калуга

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 63 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте