Prev Next

4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Накануне праздника,  в среду вечером, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено торжественное Всенощное Бдение с литией. Богослужение совершили иерей Дмитрий Новиков, иерей Максим Коновалов при диаконах Димитрии Маркове и Вадиме Роговцеве. 

 

На полиелее в центре храма перед иконой праздника духовенство пропело величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

 

 

В сам день праздника по традиции было совершено две Божественных Литургии.  Раннюю совершил иеромонах Гермоген Базовкин. Позднюю Божественную Литургию  совершил иерей Дмитрий Новиков при диаконах Димитрии Маркове и Вадиме Роговцеве. По окончании была произнесена проповедь о значимости праздника Введения.

Также праздничные Богослужения прошли в храме святителя Николая в д.Чижовка.

 Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля   

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание» — слова из тропаря Введения помогают нам понять смысл этого праздника. «Благоволением» в тропаре именуется пришествие в мир Спасителя, а «предображением» этого сверхисторического события явилось пришествие Богоматери в Иерусалимский храм.

Неслучайно тропарь связывает пришествие в мир Господа с введением во храм Его Матери. Ведь если бы не было введения, то, наверное, не было бы связано с Девой Марией все то, что касается спасения рода человеческого. Те, кто жил во времена Пресвятой Богородицы, кто видел Ее младенцем, не мог себе представить, что с Ее жизнью будет связано пришествие в мир Мессии. И только восшествие Ее по ступеням Иерусалимского храма, которое даже по физическим законам было несовместимо с Ее возрастом, свидетельствовало окружающим, что в храм входит особый ребенок.

 

Предание свидетельствует о том, что Божию Матерь встретил первосвященник. Это тоже очень странный поступок — первосвященник возглавлял иудейский народ, совмещая духовную и светскую власть, и не должен был встречать на ступенях храма паломников, тем более детей, приходивших поклониться этой ветхозаветной святыне. Но у нас нет ни малейшего сомнения в том, что так все и было, и, движимый Духом, первосвященник встретил младенца, карабкающегося по высоким каменным ступеням ветхозаветного святилища.

Но даже и это деяние первосвященника, поразившее тогда очень многих, не имело бы никакого значения, если бы восхождение Богоматери в храм не было подлинным предображением рождения в мир Спасителя. Потому что именно в храме Божием, в затворе и уединении, Дева Мария, пребывая в молитве и рукоделии, приготовила Себя к высочайшей миссии — послужить делу спасения и осуществить в плоти Своей Божественный замысел о спасении падшего мира.

Этот праздник помогает нам понять значение молитвы, храма и духовной жизни. Мы не можем сравнить свои молитвенные подвиги с тем, что происходило в глубине Иерусалимского храма, когда там пребывала Дева Мария. Но ведь и мы, посещая храм, сердцем чувствуем, что с нами происходит нечто особенное, когда благодать Божия нас касается. Мы чувствуем действие Божие, мы чувствуем силу извне, а если уходим из храма, ничего не почувствовав, то обычно стараемся понять причину, почему так произошло, почему посещение храма не коснулось нашего сердца. Тогда мы начинаем размышлять о жизни, тщательно анализируя свои поступки и мысли, и, наконец, понимаем, почему Господь отступил, и сердце оказалось закрытым для принятия Божественной благодати. И подобный опыт имеет каждый верующий человек, приходящий в храм и особенно причащающийся Тела и Крови Господа и Спасителя нашего.

Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни. Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье». А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм. Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий. И если мы хотим сделать нечто значительное не только для самих себя и своей души, — а это есть спасение души и жизнь вечная, — то мы должны начать наш путь с храма.

А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, — крещение — отрывается от всей дальнейшей жизни.

Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть предображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.

Царица Небесная послужила спасению всего мира, что не дано никому из нас. Но каждому не просто дается, но и вменяется в обязанность потрудиться не только ради собственного спасения, но и ради спасения еще кого-то. Эту обязанность каждый должен сознавать. Если спас только себя, а других не спас, то и себя не спас. Собственное спасение идет нога в ногу со спасением других. А это требует от нас возвышенной духовной жизни и способности разделять с другими наш внутренний духовный опыт, делиться своей верой и, что особенно касается родителей, поддерживать крещеных детей в этом восхождении по ступеням храма к великим свершениям в жизни.

Верим, что только тогда возможен подлинный прогресс человечества, то есть движение вперед и ввысь, потому что без начала, связанного с восхождением по ступеням храма, не может быть и дальнейшей траектории к Богу, а если она и обретается, то чаще всего через страдания, через скорби, через болезни, через жизненные потрясения. И не дай Бог, чтобы наши дети, крещенные в православной вере, были обречены на катаклизмы, с тем, чтобы обрести смысл жизни.

Вот такая огромная ответственность лежит на Церкви, на родителях, на педагогах, на всем народе нашем. И пусть празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы поможет нам всем понять, что без этого восхождения к Богу, желательно в детстве и юности, не обрести личное спасение и абсолютно невозможно помочь ближним своим. И мы молимся Царице Небесной, чтобы Она приклонила милость Свою ко всем нам и укрепила нас в вере и стремлении постоянно подниматься по ступеням, ведущим в Царствие Небесное. С праздником поздравляю вас!

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

4 декабря 2015 г.

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 74 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте