4 октября. Воскресенье. Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского.
Накануне вечером в храме в честь Рождества Богородицы /Никитском/ в г. Калуге Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма священника Димитрия Новикова и диаконов Вадима Роговцева и Димитрия Маркова. На полиелее духовенство пропело величание свт. Димитрию, митр. Ростовскому, чью память чтит в этот день Православная Церковь.
Святитель Дими́трий Росто́вский (в миру — Дани́ла Са́ввич Тупта́ло); Родился в 1651 году, близ местечка Макаров, Речь Посполитая — умер 28 октября 1709 в, Ростове Великом ) — епископ Русской Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.
В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября/4 октября и в день Собора Сибирских святых 10 июня/23 июня.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Божественную Литургию совершил клирик храма священник Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клирика храма священника Димитрия Новикова и дьякона Вадима Роговцева. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
В заврешении Божественной литургии настоятель возглавил поклонение Животворящему Кресту Господню, после чего крест был занесен в алтарь.
По окончании Литургии прихожане храма внимали словам проповеди на неделю по Воздвижении и на притчу о немилосердном взаимодавце.
О немилосердном заимодавце (Евангелие от Матфея 18. 23-25)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию притчу Христову о долге. О долге человеческом. О долге, который мы должны своему Творцу.
Иные люди думают: «Кому я должен? Я ничему и никому не должен». Но давайте вспомним о всех, кто создавал нашу жизнь: о матери, о родителях, об учителях, о воспитателях, о тех, кто оказывал на нас доброе влияние — скольким людям в жизни мы обязаны! У скольких людей мы находимся в долгу! Но мало того. Мы находимся в долгу у всей окружающей нас природы. Кто дает нам воздух, которым мы дышим? Растения дают. Чьей плотью мы питаемся? Плотью животных и растений.
Все, что мы получили, сама жизнь — все связано с окружающим нас миром. Мы все получили взаймы. А если так, то конечная причина — это Сам Господь, потому что это по Его воле родили нас родители, и мы живем на земле. По Его воле имеем мы все то, что есть у нас сегодня. И поэтому, когда мы благодарим людей, благодарим жизнь за все то, что есть у нас прекрасного и доброго, мы на самом деле благодарим Бога. В конце концов Он есть конечная причина — Тот, Кому мы больше всего должны!
Но людям мы можем воздать благодарность ответной любовью, какими-то делами. И природе, которая нас кормит, питает и одевает, мы тоже можем какую-то дань благодарности и бережности отдавать. А чем может человек воздать благодарность Богу, Который его создал? В псалме 49-м как бы Господь говорит:
«Если вы строите храмы, то не Мои ли все горы,
не Мои ли земля и небо?
Если в ваших храмах горят огни, лампады, светильники,
то не Мои ли все звезды на небе?
Если вы приносите в жертву животных,
то не Мои ли все живые существа под небом?»
Чем может человек отблагодарить Бога? И оказывается может! Господь Иисус объясняет нам, что наша благодарность заключается в том, чтобы мы сами поступали в жизни по Его заповедям. Не просто повинуясь указке, не просто повинуясь приказу, а из любви к Тому, Кто нас создал и дал нам все дары жизни — ибо мы живем уже в Новом Завете, когда человек свободно выбирает путь Божий.
Когда совершается таинство, на котором мы сегодня все присутствуем, священник возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще...». Почему эти слова звучат? Потому что мы приносим Богу свою любовь, свою молитву, свой труд, воплощенный в хлебе и вине, в пище человеческой, которая лежит на престоле.
Все это мы приносим Тебе, Господи!
Но это все Твое,
потому что Ты это все создал!
И от Твоих,
потому что мы Тебе принадлежим,
и Тебе это возвращаем.
Возвращаем свою любовь
и возвращаем верность
и желание поступать по воле Твоей.
Вот в чем заключается наш долг, и мы знаем, как мало его платим, как часто, к сожалению, остаемся неоплатными должниками, некредитоспособными, немогущими оплатить свой счет. И вот тогда мы говорим:
«Господи, у нас не хватило ни телесных сил,
ни душевных,
мы просим Тебя,
оставь нам долги наши,
прости нам, что мы не сумели Тебе воздать то,
что должны были воздать,
и прибавляем так, как нас учил Христос:
оставь нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим».
Оказывается, если мы взываем об этом прощении, если мы хотим примириться с Богом, Которому должны, и нечем нам отплатить, мы должны научиться прощать друг другу. Без этого нет жизни, жизнь невозможна... И потому Господь приводит притчу, которую мы все сегодня слышали.
Притча простая. О том, как царь хотел наказать своего царедворца, который должен был ему большую сумму, а тот упал перед ним на колени, крича: «Спаси меня, прости меня, у меня семья большая, потерпи немного, я достану деньги». И царю стало так жалко этого человека, что он не только отодвинул срок платежа, но и вообще простил ему долг, сказав: «Иди, я тебе прощаю». И тот, довольный и счастливый, вышел на улицу, и вдруг навстречу ему идет его товарищ, который когда-то был ему должен и не отдал. Конечно, сумму меньшую. Он тут же подбежал к нему. Грубо схватил его за горло и сказал: «Если не отдашь сегодня же, я велю бросить тебя в долговую тюрьму». Такие были раньше тюрьмы. Человека, который задолжал, туда бросали, и он сидел за решеткой, пока все не отдаст. Товарищ стал его умолять: «Пожалей меня, дай время и возможность достать деньги и вернуть». Но тот не пожалел, вызвал стражу и его товарища бросили в долговую яму, в тюрьму. Царь узнал об этом поступке человека, которого он только что простил, которому он только что отпустил эти большие деньги, а тот за малые деньги своего друга бросил в тюрьму, и велел его призвать к себе и сказал: «Так-то ты поступаешь со своим ближним! Я тебя простил, а у тебя не хватило великодушия простить своему ближнему. Коли так, пусть тебя бросят в эту темницу, и ты будешь сидеть там, пока не отдашь последнюю копейку!»
Вот эта простая притча нам всем напоминает, что мы не можем, не имеем права, даже произносить слова «Господи, помилуй», то есть, прости наши грехи, если мы сами не способны прощать друг другу.
Мы слабые люди. У всех у нас могут быть грехи и обиды друг на друга. Но что было бы, если бы люди не прощали друг другу? Жизнь превратилась бы в ад, потому что все зло оставалось бы с нами, и оно откладывалось бы в нашей душе, как какая-то черная гора. Если благодать Господня приходит к нам и смывает наш грех, как мощным потоком воды смывается грязь, так и наше малое прощение друг другу, как чистая вода смывает весь мусор и грязь жизни. Будьте совершенны, говорит Господь, как Отец Ваш Небесный совершен. Это значит, как Он прощает нам, так и мы должны учиться прощать должникам нашим. Аминь.
Свящ. Александр Мень