Prev Next

13 марта 2021 года, в субботу в канун Недели Мясопустной, Прощеного воскресенья, и дня памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение, служение которого возглавил настоятель Храма – протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили клирики Храма – иерей  Максим Картуесов и иерей  Стефан Бойко, диакон Олег Машанов.

На Полиелее, за Утреней был пропет 136-й Псалом «На реках Вавилонских…».

За Евангельским чтением Воскресной Утрени был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.1-10), повествующий о посещении учениками и ученицами Господа Его гробницы, которые увидели, что гроб их Учителя пуст. По окончании чтения Хором Храма были пропеты покаянные песнопения Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери…».

Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.

14 марта 2021 года, в сам праздничный, воскресный день, в Храме были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании Богослужения отец Максим обратился к прихожанам со словом проповеди, совершил Молебен и Уставную Панихиду.

 

Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове.

На Апостольском чтении за Литургиями читался отрывок из « Послания к Римлянам святого апостола Павла» (гл.13, ст.11-14 и гл.14, ст.1-4),в котором апостол Павел  напоминает нам об очень важной вещи: у каждого человека свои отношения с Богом, своя степень веры, своя мера поста, а потому христианское совершенство начинается с умения сосредоточиться на своих отношениях с Богом вместо того, чтобы внимательно наблюдать за другими людьми.

За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Матфея (Гл.6, ст.14-21), в котором содержится наставление Господа Иисуса Христа о том, как поститься.

На Сугубой ектение за Богослужениями, уже традиционно, возносились  особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая, прошения о Единстве Святого Православия.

На запричастном стихе отец-настоятель обратился к прихожанам со словом проповеди.

По окончании Позднего Богослужения, также, был совершен Молебен и отслужена Панихида.

***

Проповедь в неделю Сыропустную.

Во Имя Отца и Сына и  Святого Духа!


Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем с вами событие-катастрофу, которое изменило весь ход человеческой истории – это грехопадение и изгнание Адама из рая. Можно с уверенностью утверждать, что Адам до грехопадения был во многом совершеннее, чем мы сейчас. Адам слышал Бога в самом себе, он мог проникать в самую суть вещей, всего творения, святые отцы говорят, что даже самое тело Адама было более тонкое, совершенное. Но Адам должен был совершенствоваться и дальше, утверждаться в добре. Вместо этого он и жена его поверили диаволу, совершили, по сути, бунт против Бога, захотели сами стать как боги, но совершив грех, оторвались от Бога – Источника Жизни. Они стали смертны, подвержены болезням и разного рода нравственным падениям. И что самое худшее: свою поврежденность они передали нам.

В истории грехопадения есть еще одна маленькая тонкость: в Библии сказано, что райский сад был насажден Богом на востоке, указываются даже географические подробности, и мы можем утверждать, что эта местность – междуречье, Месопотамия, местность, которая в древности на самом деле была очень плодородная и красивая. И поэтому можно сказать и так: не Бог изгнал Адама из рая, а Адам своим поступком изгнал Бога из своего сердца, из своей жизни, с земли. Земля без Бога перестала быть раем. И теперь мы, потомки Адама, на протяжении своей жизни пытаемся вернуться к Богу. Для того, чтобы вернуться к Богу мы должны преодолеть свою самость, самолюбие, блудные страсти, чревоугодие, мы должны забыть о себе во имя счастья и благополучия ближнего.

Для этого у нас есть верное средство – это пост. На секундочку обратим внимание, что заповедь, которую Бог дал Адаму в раю, это была тоже заповедь о посте – не вкушай от дерева познания добра и зла. Адам этот пост не выдержал… Постное время – это и дар для нас, но одновременно – это и жертва Богу как десятина из года нашей жизни. Но жертва, как и всякий подарок, должна быть приятной. Как правильно поститься, сегодня мы слышали в апостольском и евангельском чтениях. Евангельское чтение начинается с прощения обид: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф.6.14). Поэтому наш пост должен начаться с прощения обид. Ефрем Сирин учит нас: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».

Вторая часть евангельского чтения говорит нам о том, что мы не должны своими постными подвигами, как говориться, колоть глаза окружающим нас людям. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Есть и еще одно искушение в посту: отсутствие любимой пищи, иной распорядок дня – все это выводит из себя, и мы делаемся раздражительны. Вот здесь мы должны крепко задуматься, насколько же мы привязаны к телу, в каком рабстве находится наша бессмертная душа у греховных телесных привычек. Если будем помнить об этом, сокрушаться в этом, молиться об этом, то и раздражения будет меньше. И вообще нужно помнить заключительные слова евангельского чтения: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Наше сокровище в пище и телевизоре? Значит и сердце наше там же. Если же сокровище в Боге и ближнем – значит и сердце с ними, и они в сердце.

Очень часто, когда мы говорим о посте, мы говорим только о еде. Что есть и что пить. Как и когда есть рыбу, масло. А можно ли есть конфеты, шоколад и майонез… Вопрос решается просто. Если без майонеза ты жить не можешь, воздержись от майонеза. Если ужин без телевизора безрадостен, лучше воздержаться от телевизора. Ведь за гробом не будет ни майонеза, ни телевизора, ни шоколада, ни сигареты, ни бутылки. А привычки, желания души останутся. И будут мучить невозможностью их удовлетворить.

Если же масло, рыба, молоко необходимы для здоровья – ешьте их без смущения, как лекарство. Вот и в апостольском послании сегодня мы слышали: «кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест». Пост – для борьбы со своими страстями, а не для борьбы со страстями ближнего. И как поется в одной из стихир: «истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, осуждения, лжи и клятвопреступления, сих оскудение пост истинный есть и благоприятный»

Заповедь о посте, которую Бог дал Адаму в раю, была заповедью на время. Адам в итоге мог вкусить тот вожделенный плод познания добра и зла. Но прежде он должен был утвердиться в добре, утвердиться в мысли, что жизнь возможна только с Богом и в Боге. Наш пост тоже временный и его смысл – в грядущей Пасхе. Я желаю, так провести пост, чтобы после страстной седмицы, после молитвенного участия в страданиях и крестной смерти Спасителя мы вновь бы почувствовали в пасхальной радости радость возвращения к нашему Небесному Отцу.
Аминь!

Иерей Алексий Зимовец.
22 февраля 2015 г.

По материалам сайта www.paraskeva-vlg.ru.

 

Сейчас 99 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте