Настоятель Никитского храма г. Калуги поздравил юных калужан с Днем рождения.
1 марта в здании Дворца Торжеств г. Калуги состоялось торжественное поздравление юных калужан, родившихся в начале марта 2014-2015 года, с Днем рождения.
В мероприятии приняли участие:
- Глава местного самоуправления - Иванов А. Г.;
- заместитель Городского Головы – Моисеев Ю. Е.;
- начальник управления социальной защиты г. Калуги – Артамонова З. И.;
- начальник Управления ЗАГС г. Калуги – Паненкова М. В.;
28 февраля. Неделя о блудном сыне.
Накануне вечером в храме в честь Рождества Богородицы /Никитском/ в г. Калуге настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Алексея Дорохина, иерея Дмитрия Новикова и дьяконов Дмитрия Маркова и Вадима Роговцева было совершено Всенощное бдение.
В сам праздничный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Божественную Литургию совершил клирик храма иерей Алексей Дорохин.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин, иерей Дмитрий Новиков в сослужении дьяконов Дмитрия Маркова и Вадима Роговцева. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
5 марта. Вселенская Родительская (мясопустная) суббота.
Накануне Вселенской Родительской субботы, в пятницу вечером, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги, заупокойное вечернее богослужение (Парастас) возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении священника Алексея Дорохина при диаконах Димирии Маркове и Вадиме Роговцеве.
В сам субботний день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Димитрий Новиков.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконах Димитрии Маркове и Вадиме Роговцеве. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине. Пел хор Никитского храма под управлением Мельниковой Л. По окончании Литургии была совершена Великая Панихида.
День памяти Матроны Московской молитвенно почтили в Никитском храме.
Накануне праздничного дня в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги торжественное Всенощное бдение возглавил священник Алексей Дорохин при диаконах Вадиме Роговцеве и Дмитрие Маркове. На полиелее духовенство пропело величание святой Угоднице Божией:
«Величаем тя, святая блаженная мати Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.»
В сам праздничный день , иереем Максимом Коноваловым в сослужении дьякона Дмитрия Маркова была совершена Божественная Литургия, по окончании которой был отслужен праздничный молебен Блаженной Матроне и произнесена проповедь.
2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века, всенародной утешительницы в скорбные для Церкви годы безбожия. Особым светом сияет блаженная угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. От рождения лишённая возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости.
Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в безпросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне перед её рождением.
В шестую неделю по Пасхе, в Неделю о слепом, мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. Кто согрешил, он или родители его? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения (Ин. 9, 2). Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвёртого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу — наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас.
Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии, — говорит Господь (Ин. 9, 3). И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог безконечно милостив. История праведного Иова многострадального — свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, с особенной любовью взглянул на него. Как говорит Блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.
Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда: он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно — он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нём. В течение месяцев он оскорблял Бога. То, что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: до этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас? И постепенно он стал всё осознавать. Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и что Он хочет ему что-то сказать через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию, в Его Промысл о нём, и увидеть, что он страдает не зря. И ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать — это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: какие у мальчика могут быть особенные грехи? Но мы знаем, что святые по мере приближения к свету Христову всё более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться», — и потому даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она даёт нам возможность идти к Богу.
Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное — страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что ты уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу — весь сияние, мир и радость, но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело — принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое — идти, как Бог ведёт, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и всё, что остаётся, — это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в ещё больший мрак.
В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: разлад в семье, болезни, полные неудачи в делах, несчастный случай. И здесь возникает соблазн — объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в её способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в её способности сострадания ко всем, во тьме и сени смертной сидящим.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение её — в разных домах, квартирах и подвалах, где она находила приют, — продолжалось ещё пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Когда она переехала в Москву, начались скитания по родным и знакомым. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильём в Москве было трудно, выбирать не приходилось. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста.
Мы живём в особенные времена, и людям дано узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь, «уже позже, чем кажется», как говорится. Миллионы людей рождаются слепыми, их ли вина, или их родителей в этом вина, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня всё делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека.
Видя евангельского слепорождённого, Христос не подчёркивает связи между грехом и страданием, между грехом и слепотою, как Он это обычно делает. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на нём слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить и как, если надо, — умирать.
В житии блаженной Матроны приводится такой рассказ. Однажды пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти её до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я её всё-таки в больницу успел отвезти».
В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке «народную целительницу», которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам. Помощь её людям была безкорыстной, она ни с кого ничего не брала. Каждый день прожитой ею жизни — поток скорбей и печалей приходящих людей.
Никто не может прозреть, никто не может видеть без света — исцеляет только свет, только любовь. Доколе Я в мире, Я свет миру, — говорит Христос (Ин. 9, 5), и мы должны быть, по слову Его, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдёт через собственную тьму, силясь одолеть её, до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит — до света Креста Его и Воскресения.
Один взгляд Христа исцеляет — если бы ты мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний — как он прекрасен, если бы ты мог видеть! Если бы ты мог прозреть и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!
Протоиерей Александр Шаргунов
Клирики Никитского храма г. Калуги приняли участие в очередном Пастырском семинаре.
29 февраля. Пастырский семинар на тему «Архивные документы как основа для изучения подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской» состоялся в актовом зале Калужской духовной семинарии.
Семинар подготовлен Епархиальным отделом по изучению истории епархии ХХ века и канонизации святых.
Программа семинара предусматривает обращение к важным вопросам сбора, изучения, анализа и систематизации материалов как калужских, так и иногородних архивов. На примерах из практики исследовательской деятельности будет рассмотрена специфика архивного документа как исторического источника.
Настоятель Никитского храма принял участие в подведении итогов конкурса «В защиту жизни» в период проведения которого спасено 98 жизней.
24 февраля в Доме Правительства области состоялось подведение итогов конкурса по предупреждению абортов «В защиту жизни».
В мероприятии приняли участие министр здравоохранения области Елена Разумеева, начальник Управления социальной защиты населения Калуги, председатель Калужского регионального благотворительного фонда "Возрождение" Зоя Артамонова, настоятель Никитского храма – протоиерей Алексей Пелевин, председатель Калужского регионального Центра поддержки семьи, материнства и детства «Жизнь» - Похиленко Татьяна Юрьевна, председатель отдела по социальному служению Калужской Епархии – иерей Максим Немыченков, президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ», а также руководители органов исполнительной власти, представители Калужской Епархии, Общественной палаты, медицинских учреждений, промышленных предприятий области.
В Никитском храме г. Калуги прошел показ фильмов православного Сретенского кинофестиваля «Встреча»
25 и 26 февраля, в ДПЦ во имя вмч. Никиты при храме Рождества Пресвятой Богородицы прошел показ фильмов XI кинофестиваля «Встреча». С приветственным словом к зрителям обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Алексей Пелевин, затем свое слово сказал руководитель отдела Культуры Калужской Епархии иерей Сергий Третьяков. Специальным гостем открытия показа 25 февраля стала мон. София Ищенко – президент кинофестиваля «Встреча».
21 февраля. Неделя о мытаре и фарисее.
Накануне вечером в храме в честь Рождества Богородицы /Никитском/ в г. Калуге настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Алексея Дорохина, иерея Дмитрия Новикова и дьяконов Дмитрия Маркова и Вадима Роговцева было совершено Всенощное бдение.
На утрени по 50-м псалме 1-й раз перед Великим постом было пропето:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Духовенство Никитского храма приняло участие в очередном пастырском семинаре в Калужской Митрополии
22 февраля. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, в актовом зале Калужской духовной семинарии, состоялся очередной пастырский семинар для духовенства Калужской митрополии на тему "Вселенский Православный собор в Православной Церкви: созыв, общецерковная рецепция, значимость ВС и его постановлений".
Данный семинар организован Калужской духовной семинарией. Докладчиками выступили преподаватели семинарии имеющие огромный опыт и высокие научные степени:
Программа показов XI Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» в ДПЦ вмч. Никиты
Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» проходит в одиннадцатый раз в Калужской области. В этом году он посвящен 1000- летию присутствия русских на Афоне и Году российского кино.
Основная площадка кинофестиваля находится в городе Обнинске. Дополнительные площадки - в десяти городах области: Боровске, Малоярославце, Meдыни, Мосальске, Калуге, Мещовске, Кондрово, Людиново, Жукове, Козельске.
На фестиваль поступило более 200 фильмов из Грузии, Украины, России, Сербии, Ирака, Ирана, Германии, Польши, Эстонии, Белоруссии, Боснии-Герцеговины, Кыргызстана, Казахстана, Латвии.
Фестиваль сопровождают 2 выставки. Выставка икон и репродукций картин русского художника В. Нестеренко и греческого художника А. Каяса «Гора Афон -удел Пресвятой Богородицы». И фотовыставка протоиерея Александра Коротаева из Вятки «Афон. Дорогие воспоминания».
В сквере у стен Никитского храма прошло празднование Дня православной молодежи.
По благословени митрополита Калужского и Боровского Климента, 14 февраля, по окончании Божественной Литургии был совершен Крестный ход, участниками которого стали члены православного молодежного движения при Никитском храме, прихожане и воспитанники Воскресной школы храма. По завершении Крестного хода в сквере храма состоялся праздничный концерт в честь празднования Дня православной молодежи.
Из репортажа ГТРК Калуга:
Бодростью духа, старинными русскими забавами, угощениями и отличным настроением встречают гостей участники молодежного православного движения. Оно образовано при храме в честь рождества пресвятой Богородицы около трех месяцев назад. И уже сейчас ребята на деле доказывают: духовная основа дает возможность сплотиться и провести время весело и интересно. Оставаясь верными традициям русской культуры.