В Никитском храме первый раз совершалась Пассия.
В воскресенье вечером 12 марта, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитский/ г. Калуги было совершено чинопоследование Пассии с акафистом Божественным Страстям Христовым, которое возглавил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма: иерея Димитрия Новикова, иерея Максима Коновалова при диаконах Вадиме Роговцеве и Дмитрии Агулине. По прочтении Евангелия настоятель произнес проповедь. По отпусте под пение «Приидите, ублажим Иосифа…» духовенство храма и верующие приложились к Распятию, расположенному в центре храма.
Па́ссия – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о Страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.
Проповедь
Господь создал человека безгрешным, бессмертным и святым. Но, находясь в райских обителях, прародители наши согрешили, нарушив заповедь Божию. Следствием грехопадения было изгнание их из рая, скорби и болезни в земной жизни.
Спасителем и Искупителем человеческого рода явился Господь наш Иисус Христос, Который был истинным Богом и истинным человеком.
По Своему человеческому естеству Богочеловек соделался жертвою, а Его Божеское естество придало этой жертве безмерную цену.
Братие и сестры! Спасение наше совершено Господом Иисусом Христом, Его страданиями и крестною смертью. Ими разрушено средостение, разделявшее человека с Богом, и отверст доступ всем благословениям небесным на человеческий род. Крест — основание благодатного Царства Христова. И каждый человек, чтобы удостоиться вечного блаженства, непременно должен в своей жизни приобщиться Христовым страстям. “Спасающийся, — учат святые Отцы, — должен облещись в заслуги Спасителя, чтобы в них, как в некоей солнцеобразной одежде, воспарить на небо. Но заслуги Спасителя составляют крестная смерть и страдания”.
Через жизненные скорби и страдания мы прививаемся ко кресту Христову и в нем обретаем силу крестную, очищающую и привлекающую благоволение Божие.
Спаситель заповедал Своим последователям: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк 9:23).
За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста, который составляют скорби и страдания, встречающиеся в земной жизни. Узкий и тесный путь жизненных скорбей и страданий ведет человека к вечному блаженству и возвращает его в потерянный рай.
Жизненные скорби составляют часть Божия воспитания христианина, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6).
Жизненные трудности и испытания, переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощи и свидетельствуют о состоянии его духовной жизни. “Несчастья, — пишет епископ Феофан Затворник, — настоящий экзамен человеку. Они задают вопросы: человек отвечает на них состоянием своего духа; невидимая же рука пишет баллы, обозначающие, насколько научился человек жить опытами жизни и какой вообще уровень его нравственно-религиозной силы”.
Скорби, посылаемые Богом, являются также сильнейшим средством нравственного очищения человека. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются невидимые ему страсти, особенно гнев, печаль, уныние, гордость и неверие. Существенно нужно и полезно для христианина обличение греха, гнездящегося в нем втайне.
Мы должны осознать, что скорби Бог посылает нам на благо, и стараться надлежащим образом переносить их.
Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришел христианин и попросил благословения носить железные вериги и власяницу. Но Преподобный не одобрил это его намерение и сказал: “Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски, — вот вериги нам и власяница. Эти духовные вериги выше железных”.
Вступающий на путь спасения должен всецело отдаться воле и водительству Божию, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Божию во время его земного странствования. Когда христианин предаст себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свое попечение на Бога, будет благодарить Его и славословить за крест, тогда необыкновенная духовная сила веры и неизреченное духовное утешение неожиданно являются в сердце его.
Известный русский писатель ХIХ века Н. В. Гоголь выразил свои переживания во время постигшей его болезни в следующих словах: “Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. О, как нужны нам недуги! Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, — слыша это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь”.
Наш Всемогущий и Всеблагий Подвигоположник вложил в самые скорби особый внутренний смысл: они составляют источник духовной радости и утешения. “Телесные мучения сии, — сказал великомученик Евстратий, — веселие суть рабам Твоим”.
Сравнив вечную Небесную славу, уготованную истинным последователям Христа, с кратковременными скорбями, святой апостол Павел говорит: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).
Человек, благодушно переносящий жизненные скорби, принимающий их как от руки Господней, становится причастником чина мучеников и нередко прославляется Богом уже здесь, на земле.
Святитель Григорий Двоеслов, повествуя о настоятеле одного монастыря игумене Стефане, отличавшемся преимущественно добродетелью терпения, говорит, что эта добродетель возросла в нем до высокого совершенства, так что он считал своим другом того, кто причинял ему какие-либо обиды; за поношения воздавал благодарностью; если наносили ему скорбь, считал ее величайшей прибылью и всех недоброжелателей своих он почитал как помощников в деле спасения. Когда настал час его смерти, многие из присутствующих видели множество ангелов и святых, пришедших на встречу души праведника.
Братие и сестры! “Жизнь христианина, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть ежедневный крест”. Святые апостолы и мученики с радостью претерпевали за Христа всевозможные страдания, и жизненный крест для них явился лествицею от земли на небо.
Постараемся же и мы безропотно, с благодарением Бога нести свой жизненный крест, и тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся вечного блаженства в Царствии Небесном. Аминь.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1821-43639#sigProGalleria1e100ccb64