27 августа 2024 года, вечером вторника, в канун празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное бдение с литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, за которым пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Утрене, в ходе Полиелея, было пропето Величание празднику, после чего отец Алексий совершил каждение храма и зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.01, ст.39-49, ст.56).По окончании чтения богомольцы подходили поклониться возложенной на Гробнице Плащанице Пресвятой Богородицы и под помазание освященным елеем.
По завершении вечернего богослужения желающие смогли поучаствовать в Таинстве Соборования.
Утром среды, в сам день праздника, 28 августа 2024 года, в храме были совершены две Божественные Литургии.
Раннее богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. Пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Сугубых ектениях вознесли Молитву о Святой Руси.
После Литургий были совершены праздничные Молебные пения Царице Небесной и заупокойные Панихиды.
***
Проповедь иеромонаха Никона на Успение Пресвятой Богородицы.
Во
имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дорогие отцы, братия и сестры! День Успения Богородицы издревле почитался на Руси особым торжеством, многочисленные храмы и монашеские обители посвящались Успению Богоматери: Киевская, Почаевская, Псковская, Святогорская Успенские Лавры. Часто этот праздник именуется осенней русской Пасхой. В чем же Святая Церковь прозревает в печальном событии Успения Богородицы радостный, торжественный и красивый праздник, с которым мы теперь поздравляем друг друга? Не удивительно ли это, что мы поздравляем друг друга с праздником, в печальный день конца земной жизни?
Да, день смерти — скорбный день разлуки, день расставания с живым человеком. Нарушение целостности человека мы именуем смертью: душа, с ее самосознанием, и тело разделяются, и каждая часть целого человека идет дальше уготованным ей путем. Тело предавалось земле — «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт 3:19). Душа же после грехопадения отходила во ад — в место и состояние отлучения от Бога. Так было до Христа. Скорбное существование, горькое, страхом и разлукой исполненное, но неизбежная смерть властвовала над людьми до победы Господа Иисуса Христа над ней. Ныне она побеждена, преодолена в самой природе человеческой, Господом нашим Иисусом Христом, Который есть сама Жизнь, Истина и новый Путь жизни людей. Отныне неизбежная и безнадежная смерть становится временным сном, пред рассветом всеобщего воскресения. Впервые Сам Господь называет смерть — сном, говоря о Лазаре: «друг наш Лазарь уснул» и ученики Его не понимают Его нового языка, тогда Господь переводит им это новое именование смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди пишет: «Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения». По православному преданию Божия Матерь тихо и мирно предала душу свою в руки Сына Своего. Она изображается на иконах в виде младенца в пеленах на руках Спасителя. И в третий день Она воскрешается Богом в новой плоти. Вот почему, мы радуемся ее успению — потому что смерть для Нее, и уже теперь для нас, стала дверью в новую радостную, блаженную жизнь. Смерти больше нет, есть — успение, об этом говорит Господь Марфе, сестре усопшего Лазаря: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. …» (Ин 11:25-26).
Да, для нас, братия и сестры, сегодня праздник и действительно радостный день. Матерь Божия и наша Матерь не покинула нас, но остается с нами. «Радуйтесь! Я с вами — во все дни», сказала она собравшимся своим дорогим чадам, Апостолам Христовым, и всем бывшим с ними, явившись им на вечерней трапезе после погребения. Они, обрадовавшись, подняли часть хлеба, всегда поставляемой на трапезе в память, и воскликнули «Пресвятая Богородице, помогай нам». Тот обычай сохранился и до ныне. И теперь почти в каждом монастыре совершается этот чин возношения панагии, возношении части хлеба в честь Матери Божией.
Матерь Божия непрестанно молит о нас Сына Своего и Бога о каждом из нас, о каждом человеке — да не погибнет душа, сотворенная Богом. А наипаче, Она молит за нас, православных христиан, просящих Ея помощи и покрова. Вспомним, как на свадьбе в Кане Галилейской, когда закончилось вино, Она, единственная из всех, участливо отнеслась к горю хозяев, попавших в беду. Эта неприятность с вином, возможно, расстроила бы всю свадьбу и опозорила бы хозяев. Переживая за них, и не видя никакой возможности спасти положение, говорит с тайной надеждой и просьбой Сыну своему: «Вина не имеют». Это была просьба спасти ситуацию, просьба не просто к человеку, своему сыну, но и Сыну Божиему, чудесно в ней воплощенному. Господь, понимая просьбу, указывает Ей, что не пришло еще время явить Свою божественную природу — Его пригласили вместе с Матерью и братьями как обычного человека, возможно просто как родственника. Но Она знала, что просьба матери не будет проигнорирована Сыном и отдает распоряжения служащим. И Господь, действительно, совершает свое первое всенародное чудо только по просьбе Своей Матери. Не просили его веселящиеся люди, а многие так и не узнали о совершившемся чуде. Единственно просьба сердобольной Матери понудила Его, безо всяких условий, явить людям силу Божию. Казалось бы, такая мелочь — недостаток вина, стоит ли это Божественного вмешательства, чуда? Но то было желание Его Матери! Невозможно Сказавшему: «Чти отца своего и матерь», не почтить просьбы Своей Матери, пусть она была и преждевременной.
Видите, братия и сестры, как сердобольна Пресвятая Богородица, как небезразлична Она к чужой скорби, как Она сама, безо всяких просьб, узнав о чужом горе, не осталась равнодушна к нему, а переживая за людей, понуждает Бога вступиться! Не постеснялась Она просить Божьего вмешательства. Ужели позаботившаяся о такой малой скорби, не станет Она печаловаться и о нас — христианах, которых Сам Господь и Сын Ее, при Кресте, через возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова усыновил Ей? «Се сын Твой» сказал Ей тогда Господь — и вместе с апостолом все мы, любящие Христа, стали детьми Ее. «Се Мати твоя», сказал Он ученику Своему — и Она стала Матерью для него, и для нас, творящих заповеди Христа — Учителя нашего. Возрадуемся, братия и сестры, имея такую Ходатаицу обо всех наших, пусть и малейших нуждах! Не ушла от нас Матерь Божия, с нами она всегда, только на миг уснула, и теперь всегда молится о нас в Царстве Сына Своего. Молится, чтобы сподобиться нам христианской, благочестивой жизни, и о такой же благочестивой, безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Молится о достойном житии нашем, и добром ответе на Страшнем Судище Сына Ея и Бога. Слышит она и сегодня нас, празднующих живоносное Успение Ея и восклицающих ей радостно словами акафиста: «Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» Аминь!
По материалам сайта www.valaam.ru.
http://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/4476-velicha-em-tja-preneporo-chnaja-ma-ti-hrista-bo-ga-na-shego-i-vsesla-vnoe-sla-vim-uspe-nie-tvoe-v-nikitskom-hrame-g-kalugi-molitvenno-pochtili-prazdnik-uspenija-presvjatoj-bogoroditsy#sigProGalleria55337e4806