Prev Next

В канун 9-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти мучеников Фотия и Аникиты, вечером субботы, 24 августа 2024 года, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное бдение, за которым пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Полиелее, за Утреней, отец Алексий совершил каждение храма, зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.19-31, содержащий эпизод уверения апостола Фомы во время одного из явлений воскресшего Христа своим ученикам) и помазал прихожан освященным елеем.
Воскресным, праздничным утром, 25 августа 2024 года, в храме были совершены две Божественные Литургии.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове. За ней пел хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
Согласно богослужебным указаниям относительно чтения Писания в этот воскресный день, на Апостольском чтении вниманию верующих предлагался отрывок из «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла» (гл.03, ст.09-17), в котором находим ответ на вопросы «Что же будет с человеком во время этого загадочного события? К чему необходимо готовиться?», а за Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святаго,

славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста Матфея (гл.14, ст.22-34), повествующий о чуде хождения по водам.
На Сугубых ектениях возносились Молитва о Святой Руси, сугубая молитва о здравии недужных/болящих.
По окончании и Ранней, и Поздней Службы традиционно совершались Молебные пения и заупокойные Панихиды.
***
Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице. О хождении по водам.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с не меньшой силою.
Но сегодня я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли и давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это порой оголтелое суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, прикровенный, в нем необходимо разбираться.
Наша вера крепится упованием на Бога — это фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть сомнения. Это нормально, их не может не быть, потому что это признак ищущего человека: познавательное свойство нашей природы — всегда задавать вопросы и не всегда получать вразумительные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее сознание — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — нормальное состояние. Может быть, существует исключение для избранников Божьих, но их мало. Основная масса — мы с вами, грешные.
Однако эти колебания все равно необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный парус, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс» как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример ерисианство, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестория мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие свои взгляды они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!» — но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Кресту, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.
К чему я это говорю? К тому, чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно чтение второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти его сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во Спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?» Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!». И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный: трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»
Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде? Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана (они и мне свойственны): а вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас здесь стоящих сейчас поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки задрожат и кошки на сердце заскребут, если мы будем честны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень в этом слове – «вера») рушится. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И если вниз, то сначала идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.
Что происходит с Петром? Он не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов — это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит. И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент упование на Бога ставится под сомнение. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в нашем мироздании есть один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «пасует». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все, чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Господь-то и не помогает совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет. Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализации переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.
Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, чего не надо делать. Чего не надо бояться. Главное — не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор движения к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.
По материалам сайта www.pokrovhram.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 63 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте