Prev Next

Воскресенье 8 февраля. Неделя о блудном сыне.

Собор новомучеников и исповедников Российских.

Поминовение всех усопших, пострадавших  в годину гонений

за веру Христову.

Накануне воскресного дня, в субботу вечером, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги Всенощное бдение с литией возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин. На полиелее было пропето величание святым новомученикам, исповедникам и страстотерпцам Российским:

«Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте».

В этот день первый раз перед обычными воскресными стихирами исполнялось песнопение, которое поется в три приготовительные недели перед Великим постом – «На реках Вавилонских». Оно представляет собой музыкальное переложение 136 псалма, начало которого звучит в русском переводе так: «При реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».

 

«Все мое счастье и несчастье заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиной Божией или с волей Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет — беспокоен, исполнендуховного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, богопротивные на истинные и Богу приятные, — тогда опять покоен и блажен».

Иоанн Кронштадтский

 

На утрени по окончании пения 50 псалма было пропето песнопение «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче…», что означает начало пения Постной Триоди.

 

В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю – совершил клирик храма священник Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Никитского храма протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Димитрии Маркове. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине. На заупокойной была пропета молитва о упокоении усопших, пострадавших в годы гонения за веру Христову.

В завершении поздней Божественной Литургии перед иконой «Собор новомучеников и исповедников Российских» было совершено Славление с чтением молитвы новомученикам и исповедникам Российским.

По окончании воскресного богослужение настоятель храма о. Алексей поздравил всех прихожан с праздником, рассказал о значении подвига святых новомучеников, исповедников и страстотерпцев Российских и произнес проповедь на тему воскресного Евангельского чтения на притчу о блудном сыне.

В своем пастырском наставлении настоятель сказал о том, что «…блудными сынами являемся все мы. И все мы с покаянием должны прийти ко Отцу своему - Богу, и припасть к ногам Его, и сказать, что не достоин я твоей милости, но все-таки прости меня. …Но каково должно быть покаяние? Приходят люди, каются, но какое это покаяние? Нужно не просто сказать: прости меня, и все. Нет, этого мало. Нужно осудить свой прежний путь, и так осудить, чтобы это в подсознание вошло, с чувством своей негожести, как этот младший брат говорил, что недостоин и называться сыном. Вот, когда именно такое человек переживет внутрь духа – в подсознании, тогда это действительно очищает человека…». В завершении о. Алексей сказал, что «… болезни, скорби посылает Господь из милости Своей тем, какие все-таки по доброте своей достойны спасения, а живут нерадиво. И этими скорбями Господь очищает и ведет их к тому же. Так лучше брать добровольный себе крест, чем ждать, когда Господь пошлет скорби и болезни по милости Своей. Поэтому вот сегодняшнее Евангелие должно нас многому научить. Да спасет вас Господь»

Далее была совершена панихида о всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

 

 

На реках вавилонских. 136 псалом


136 псалом был написан позже многих других — в нем говорится о том, как израильтяне находились в Вавилонском плену. «Радуйтесь и пойте», — требовали от них вавилоняне, и, казалось, не без оснований. Вавилон был тогда столицей великой империи, важнейшим экономическим и культурным центром, но они, изгнанные с родной земли, не находили никаких поводов для радости.

Конечно, сегодня этот псалом понимается в переносном смысле. Человек брошен в сердцевину этого безбожного мира, где столько всего интересного и захватывающего, но его подлинное отечество не здесь, и радость его исходит не от этого мира. Он тоскует по оставленному раю и надеется вернуться в него.

В завершение псалма говорится о гибели младенцев вавилонских... древние израильтяне, возможно, действительно желали такой беды своим угнетателям, но христиане сегодня истолковывают эти слова аллегорически: младенцы вавилонские — это греховные помыслы, еще не успевшие вырасти и взять власть над душой. Блажен, кто разобьет их о камень веры — то есть о Христа.

 

1 При реках Вавилонских – там мы были,
там рыдали, о Сионе вспоминая;
2 мы на ветви повесили арфы,
на тополя земли вавилонской.
3 Пленившие нас петь нам приказали,
угнетатели велели веселиться:
«Спойте-ка нам песни Сиона!»
4 Как нам петь на чужбине песнь Господню?
5 Если тебя, Иерусалим, забуду, –
пусть забудет меня моя десница;
6 пусть присохнет язык к гортани,
если тебя не буду помнить,
если Иерусалим я не поставлю
превыше всякого веселья!
7 Попомни, Господи, сынам Эдома
день бедствия Иерусалима,
как говорили они: «Рушьте,
рушьте его до основания!»
8 Дочь Вавилона, ждет тебя гибель –
блажен, кто воздаст тебе по заслугам!
9 Блажен, кто твоих младенцев схватит,
размозжит их о камень!
(перевод Андрея Десницкого)

 

 

История установления праздника «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской»

Русская Зарубежная Церковь совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета (Вознесенского).

Московская Патриархия в своих официальных заявлениях около 60 лет (со времени «легализации» временного при митрополите Сергии (Страгородском) до «перестройки») вынужденно отвергала факт преследований за веру в СССР. В редакционной статье книги «Правда о религии в России», изданной в 1942 году, подобное «опровержение» звучит так:

За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей. Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лояльности по отношению к советской власти"

Тем не менее, среди верующих в СССР существовало почитание подвижников, пострадавших от преследований со стороны властей. В июне 1990 года на Поместном Соборе архиепископ Берлинский Герман (Тимофеев) первым из иерархов открыто заявил: «нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их»

25 марта 1991 года Священный Синод Русской православной церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.

В 1990-е годы шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, многие святые были прославлены как местночтимые.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года).

Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек.

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».

Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 29 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте