словам Пресвятой Богородицы из древнего и великого канона, составленного по наитию Святого Духа Церковью Божией, для того, чтобы мы соразмерили свои беды, несчастья, страдания, которых тоже немало, соразмерили с той болью, которую несла Пресвятая Богородица, зная, кто ее сын, зная, кто ее сына предал, зная, какие мучения он понес, и зная, что эти мучения он будет нести из года в год, из столетия в столетие за неблагодарных своих чад, коих великое множество.
В Священном Писании Господь приоткрывает нам большую любовь, чем любовь материнская. И перед нами приоткрываются большие страдания, чем страдания матери о замученном сыне. В Священном Писании есть слова: «Если и мать забудет чадо свою, то Я не забуду…» (Ис. 49, 15). Мы называем Господа Отцом. Он сравнивает себя с Матерью, с нежнейшей и любящей Матерью, которая немыслима даже на земле, даже, включая Пресвятую Деву. Потому что Господь для того чтобы отвести человека от смерти и от вечной смерти, для того, чтобы быть вправе судить каждого человека, Он решился пройти страданиями не только личными своими (а это сильнее, чем страдание человеческое), но как мать страдает за каждое свое чадо, так и Бог страдает вместе с каждым своим чадом. С каждым без исключения. С каждым из нас. Вот почему суд Его будет, не суд стороннего человека, того, который то ли разберётся, то ли не разберётся, то ли поймёт, то ли не поймёт, то ли имеет право, то ли не имеет право… Бог воплотившийся имеет право вознести свой милосердный, но всё же суд над каждым из нас, потому что мы не сможем сказать, что мы прошли через испытания и через страдания одни. Он, как мать Его, через своё сердце пронесла его страдания, так и Богочеловек через своё сердце пронёс страдания, испытания, сомнения, тяжести, несправедливости, метания, обрушившиеся на каждого человека. Это мог сделать только Господь Бог. И церковь именно это исповедует. И именно поэтому люди по Воскресении увидели это всё не умозрительно, а реально это поразительное всеведение Бога, в том числе и о нашей жизни. И когда мы увидим, что каждый шаг Он прошел вместе с нами, каждый человек, как единым сердцем произнесет, и это предрекается в Священном Писании, «праведен Ты, Господи, и правы суды Твои». В этот момент человек не сможет солгать и не сможет сказать что-то в свое оправдание, потому что все пережито Им.
Перед нами великая икона бессмертного Бога, принявшего смерть не за человечество, а за каждого из нас, за каждого из живших, живущих и тех, кому надлежит ещё жить, потому что за каждым Он спустится в те сферы, куда падшая, исполненная смертельными болезнями грехов, человеческая душа ниспадает, для того, чтобы вывести её к вечной и радостной жизни, которую Он уготовил для каждого любящего Его. Кто хоть на мгновение возложил на Него свои надежды и не отрёкся от Него.
Мы уже несколько дней слышим из Священного Писания, что таковым был, к примеру, разбойник, человек страшной судьбы, ужасающих поступков, у которого руки были в крови невинных людей, и по любому человеческому суду он должен был быть страшно осуждён. Мы не можем понять, как простить такого, а такого смог простить Господь. И этот страшный человек одним лишь упованием на Бога и покаянием стал первым спутником Господа Иисуса Христа по пути в Царство Его. А с другой стороны, мы видели его ученика, который получил все знания и все духовные дары, которые только было можно. И в последний день отрёкся и закончил жизнь так, как он закончил.
Стоя сегодня, в Великую пятницу перед образом Того, кто не мог умереть, но сделал это, потому что люди стали смертны, чтобы разделить с людьми полностью их судьбу, будем лишь только просить о прощении нашей жизни. Ничего выше, достойнее и правильнее, ничего спасительнее сегодня из наших просьб быть не может. Только одно: «Прости и помяни, меня, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем». Аминь.
По материалам сайта www.crimea.pravoslavie.ru.