21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Накануне вечером, 20 ноября, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги клириками храма - иереем Олегом Плешаковым в сослужении иерея Максима Картуесова было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией.
На Полиелее духовенство Храма пропело величание праздника:
«Величаем вас, Архангели, и Ангели и вся Воинства, Херувими и Серафими, славящии Господа.»
По завершении чтения Святого Евангелия, отец Максим совершил помазание верующих освященным елеем.
В сам день праздника, 21 ноября, иереем Олегом Плешаковым при диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия, по окончании которой также был совершен Молебен, отслужена Панихида.
***
Сегодня – один из самых известных дней российского Православного календаря, известный даже людям, посещающим храм эпизодически. По-церковному – «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила». В народе – просто «Михайлов день».
Значимость праздника понятна: ведь именно Михаил – «военачальник» (по-гречески архистратиг) бесчисленных легионов добрых ангелов. Они ведут борьбу за души людей со своими падшими собратьями, которые от зависти и злобы почернели до неузнаваемости и превратились в демонов. (В скобках заметим, что так бывает и с обуянными самомнением людьми.) Архангел Михаил – доблестный воин, славный рыцарь Бога, защищающий Его честь и достоинство. Действительно, он носит Его титул не просто на щите, но даже в своем собственном имени: теофорное имя «Михаил» (евр. Микаэл) переводится как риторический вопрос-восклицание: «Кто равен Богу?!» Ответ, разумеется, излишен.
В ветхозаветной Книге пророка Даниила архангел Михаил выступает как князь богоизбранного Израильского народа. Он защищает его от «князя» (то есть от соперничающего ангела) «царства Персидского». А в новозаветной Книге Откровения (Апокалипсисе) Михаил возглавляет последнюю – эсхатологическую – битву с «драконом» (с самим Сатаной, или Диаволом) и его отвратительными клевретами. Эта брань – излюбленный сюжет христианской иконописи, живописи и графики: перед глазами сразу возникают экспрессивные дюреровские образы.
Но Архистратиг Михаил для христиан – не только воин, но и ангел милосердия, ходатай за людей перед Богом. Вместе с архангелом Гавриилом он стоит у Его трона. Он – проводник человеческих душ, помогающий им отворить ворота Небесного Иерусалима. Он же, по преданию, перенес на Небеса тело усопшей Богоматери.
На Руси Михаил считался покровителем князей (людей военных) и вообще – нелегкого ратного дела. Но это не значит, что Архангел всегда должен выглядеть воинственным: стоит только взглянуть на его образ из Синайского монастыря. А посетители Третьяковской галереи никогда не забудут икону Андрея Рублёва с романтически-задумчивым Архангелом. Вероятно, он предается грустным размышлениям о насилии, захлестнувшем наш мир.
Михайлов день – праздник древний, хотя точное время его появления неизвестно. В Константинополе в честь архистратига Михаила было два храма. В древних Месяцесловах название праздника варьируется: «Собор архистратига Михаила», «Собор Михаила и Гавриила», «Собор ангелов», «Собор архангелов»… А в Коптском календаре XV века праздник в честь Михаила и бесплотных сил даже полагается в восьмой день каждого месяца! Наш известный церковный историк проф. Василий Васильевич Болотов доказал египетское происхождение этого праздника. В данном случае, он заменил собой архаический праздник Крещения Господня, за которым была закреплена новая дата – 6 января (по юлианскому календарю).
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия.
По материалам сайта www.azbyka.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/2921-21-noyabrya-sobor-arkhistratiga-mikhaila-i-prochikh-nebesnykh-sil-besplotnykh#sigProGalleria76e98ee9c4