Prev Next

 

            22-26 июля состоялась паломническая поездка группы детей воскресной школы и прихожан храма по маршруту Санаксарский монастырь-Дивеево-Муром.  В группу вошло 30 человек. Конечно, можно сожалеть, что паломничество в чистом виде от понятия «поломать ноги»  давно ушло в прошлое, и теперь паломники передвигаются больше на комфортабельном автобусе. Но проделатьIMG 0907 даже в автобусе путь 700 км также непросто. Тем более, когда в группе есть дети, а они составляли треть группы, в возрасте от 6 до 16 лет. Тем не менее, выехав вечером и проведя в автобусе всю ночь, мы прибыли уже в республику Мордовия в Санаксарский монастырь. Озеро, давшее название монастырю, уже давно не такое грандиозное, каким оно было при основании монастыря, оно отступило, оставив обширные пойменные луга. Сам Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы ведет свою историю с 1659 года, когда один из жителей города Темникова, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать в этом месте монастырь. Но только в 1676 году от патриарха Иосафа II была получена грамота на построение церкви и монастыря. Монастырь имел очень скудные средства для своего существования  и в 1753 году по этой причине был приписан к Саровской пустыни.  Так продолжалось до 1759 года, когда появился здесь монах Феодор Ушаков, возымевший твердое намерение возобновить Санаксар.

 С этого времени начинается настоящее строительство трудами о.Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе и Екатерины II.  В монастыре строятся церкви Рождества Богородицы, больничная Владимирская церковь, соборная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, во втором этаже – церковь во имя Преображения Господня, строятся братские корпуса, двухэтажный трапезный корпус, возводится ограда монастыря, многочисленные хозяйственные постройки и мастерские. «Словарь географического Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному месторасположению».  Многие постройки возводятся по плану живописца иеродиакона Филарета. В эти годы в монастыре проживало братии до 100 человек и более. С 1810 года рядом с монастырем в деревне поселяется адмирал Российского флота Ф.Ушаков, ставший не только ревностным богомольцем, но и благотворителем монастыря. Последний игумен предреволюционного периода Александр (Орудов) старался вернуть монастырь к строгому уставу времен прп. Феодора Санаксарского (Ушакова).  В храме в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи теперь пребывают мощи 3-х праведников, прославленных в лике святых: прп. Феодора Санаксарского (Ушакова), его благочестивого племянника – адмирала Феодора Ушакова и иегумена монастыря Александра Санаксарского.  Обо всей истории монастыря мы услышали из рассказа сопровождавшего нас в экскурсии по монастырю одного из членов нынешней братии. Разместившись в гостинице для паломников, группа отправилась в храм приложиться к святым мощам и заказать требы. После обеда все участвовали в послушании по уборке и мытью посуды. Вечером состоялось Всенощное бдение и поминальная служба. После службы мы сходили в часовню на могилу Иеронима Санаксарского, духовника обители, представившегося не так давно и славившегося своей добротой и прозорливостью. Могилка его в часовне оформлена с такой нежной и братской любовью, что вызывает чувство умиления и благости.  Наутро вся группа также приняла участие в Божественной Литургии и после обеда отбыла в Дивеево.
            В паломнической службе Дивеевской обители, получив документы на заселение в гостиницу «Мухоровский дом» группа узнала о расписании служб в Троицком и Преображенском храмах и отправилась на расселение.  Мы тут же пообещали принять посильное участие в работе паломнической гостиницы и взять на себя послушание по глажке белья, что и выполнили на следующий день, заодно и прополов цветник возле гостиницы. После расселения и небольшого отдыха группа вновь приехала в монастырь и приняла участие в вечерней службе, приложилась к мощам прп.Серафима Саровского, заказала требы и прошлась по знаменитой «канавке» прп.Серафима, читая 150 раз «Достойно есть». На следующее утро все отправились на Литургию, прошли с экскурсией по монастырю, приложились к мощам  прославленных настоятельниц в Казанском храме и поехали на святой Серебряный источник для купания.  На этом источнике нас попросили помочь в укладке сена в сарай в ските Серафима Саровского, на что мы с готовностью откликнулись.  И вот вся группа посетила место, где жил святой Серафим и где теперь монастырь содержит подсобное хозяйство, позволяющее ему принимать и кормить в день до полутора тысяч паломников со всех концов страны и из-за рубежа.  В ските прп. Серафима всем нашлась работа по силам и возрасту: кто укладывал сено в сарай, кто подметал двор, кто укладывал в банки огурцы и помидоры для засолки. Трудились все, даже самые маленькие и, надо сказать, с большим энтузиазмом. После этого часть группы участвовала в послушании в гостинице, а часть пошла на Вечернюю службу и молебен с проходом по канавке. Вернулись в гостиницу уже к 23 часам и тут же, прочитав вечернее правило, легли спать, так как намеревались подойти к мощам прп. Серафима еще раз утром, перед отъездом в Муром.
            Утро последнего дня началось со сборов и поездки в еще тихий в ранние часы монастырь. Приложившись к мощам прп.Серафима, получив от него благословление в дальнейший путь, и набрав воды из источника, группа отправилась в г.Муром.  Дорога затянулась на 4 часа, поскольку приехав к старому понтонному мосту через Оку, мы его не обнаружили. За год с небольшим был сооружен новый прочный мост и в другом месте. В Муроме нас уже ждали, и мы отправились на экскурсию в один из красивейших монастырей города - Спасо-Преображенский. Усилиями иегумена Кирилла, трагически погибшего в прошлом году, на территории монастыря восстановлено и создано 14 храмов и часовен. Один из последних – храм Сергия Радонежского. Когда проводилась закладка первого камня на месте строительства храма, вокруг солнца появилась круговая радуга, которая и была сфотографирована многочисленными свидетелями такого чуда и благословения. В монастыре существует музей, собравший материалы и экспонаты, касающиеся духовенства в г.Муроме, системы духовного образования и воспитания, жизни знаменитых муромчан, прославившихся на духовном поприще. Большой материал собран о патриархе Пимене, в свое время служившем в г.Муроме, о его пути монаха и воина, прошедшего всю Великую Отечественную Войну, получившему там ранения и 3 контузии и поддерживавшем отношения с Муромской землей до самой своей кончины. На территории монастыря существует целый вольер с разными экзотическими и необычайной расцветки птицами: курами, утками, цесарками, фазанами и павлинами. Необычно оформлен и пантеон монастыря. Найденные во время восстановления мощи многих настоятелей и монахов монастыря собраны в часовне в костницу, куда ведет лестница, горит неугасимая лампада и звучит погребальный колокол. В монастыре было столько интересных мест и необычайных святынь, и наш экскурсовод так искренне и заинтересованно обо всех этих вещах рассказывал, что нам осталось только сожалеть, что мы не можем провести тут весь день. Кстати, в этом монастыре мы впервые увидели большую икону свт. Луки Крымского. Как ни прискорбно, пришлось ехать дальше, ведь наш путь лежал еще в Троицкий монастырь, к мощам прп. Петра и Февронии Муромских. Поблагодарив за интереснейший рассказ и вкусный обед, мы поехали в Троицкий монастырь. Перед монастырем стоял памятник свт.Петру и Февронии. Сам монастырь поразил красотой и ажурностью не только храмов, но и различными цветочными уголками и композициями, сделанными в большим вкусом, фантазией и любовью. Воистину райский уголок! Придя в храм мы попали как раз на молебен, посвященный святым и, приложившись к мощам, поспешили в автобус, сожалея, что в таком замечательном и красивом месте, как г.Муром,  нам пришлось провести всего несколько часов. Но дорога домой предстояла неблизкая и надо было торопиться.
            И вот, наконец, обратный путь. Не обошлось, конечно, без стояния в пробках. Но в это время можно было молиться, читать акафисты, рассматривать многочисленные фотографии необычайно интересной и насыщенной паломнической поездки.
Святый отче Серафиме, моли Бога о нас!

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 66 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте