В пятницу первой недели Великого поста в Никитском храме г. Калуги прошли торжественные Богослужения.
Накануне вечером, протоиерей Алексей Пелевин и иерей Дмитрий Новиков последний раз совершили Великий Канон прп. Андрея Критского.
В сам день, утром, было совершено утреннее последование часов с изобразительными и вечерня с Божественной литургией Преждеосвященных даров. Служение Литургии возглавил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин в сослужении всех клириков храма.
Богослужебные песнопения исполнял хор Никитского храма, под управлением Мельниковой Л.
По заамвонной молитве, в завершении Божественной Литургии был совершен канон молебный великомученнику Федору Тирону с чином освящения колива. По окончании Богослужения, настоятель поздравил прихожан храма с днем памяти великомученика и произнес проповедь о значении подвига вмч. Федора Тирона. Все верующие получили в благословение коливо.
В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.
В память об этом чудесном событии в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива. Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику. Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович объясняет в «Толковом Типиконе», что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого. Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».