Вечером понедельника, 13 мая 2024 года, в канун дня первого после Пасхи дня поминовения усопших и в канун дня памяти святого преподобного Пафнутия Боровского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено вечернее Богослужение: Всенощное бдение, чинопоследование 1-го Часа и Панихида.
Утром, во вторник, 14 мая 2024года, в храме иереем Максимом Картуесовым при диаконе Олеге Машанове был совершена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Аллы Романовой.
На Сугубой ектение возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
По совершении Таинства Причастия отец Максим отслужил Панихиду, за которой возносились так же и ектении об упокоении погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
***
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) .О радости. На Радоницу.
…Хри¬стос вос¬крес из мерт¬вых, пер¬ве¬нец из умер¬ших… Как в Адаме все уми¬рают, так во Хри¬сте все оживут.
(1 Кор. 15, 20, 22)
Во имя Отца и Сына и Свя¬того Духа! Воз¬люб¬лен¬ные о Гос¬поде бра¬тья и сестры! Хри-стос воскресе!
Сего¬дняш¬ний день носит бла¬го¬звуч¬ное назва¬ние «Радо¬ница». Нынеш¬ний день поми¬наль-ный, но поми¬но¬ве¬ние усоп¬ших мы совер¬шаем с вами осо¬бен¬ное. Слово «Радо¬ница» род-ственно сло¬вам «радость», «радо¬ва¬ние». Как же можно, вспо¬ми¬ная доро¬гих и близ¬ких нашему сердцу людей, поки¬нув¬ших зем¬ной мир, не гру¬стить, а радо¬ваться? Нет ли здесь неко¬то¬рого несоответствия?
Празд¬ник «Радо¬ницы» был уста¬нов¬лен Свя¬той Пра¬во¬слав¬ной Цер¬ко¬вью с тем
важ¬ным и бла¬го¬че¬сти¬вым наме¬ре¬нием, чтобы хри¬сти¬ане, отме¬чая Пре¬свет¬лое Хри¬стово Вос¬кре¬се-ние, могли раз¬де¬лить вели¬кую пас¬халь¬ную радость вме¬сте со всеми умер¬шими в надежде буду¬щего бла¬жен¬ного вос¬кре¬се¬ния. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали.
Хри¬стос вос¬крес, бра¬тья и сестры, и это зна¬чит, что узы смерти раз¬ру¬шены и она не имеет более над нами вла¬сти! «Смерти празд¬нуем умерщ¬вле¬ние, адово раз¬ру¬ше¬ние, иного жития веч¬наго начало», — слы¬шим мы в цер¬ков¬ном пес¬но¬пе¬нии. И как же не лико¬вать, как не радо¬ваться такому неиз¬ре¬чен¬ному бла¬го¬ве¬стию?! Вос¬крес¬ший Гос¬подь «даде нам живот веч¬ный и велию милость». Вот в чем наше упо¬ва¬ние, наше тор¬же¬ство и наша надежда!
Совер¬шая заупо¬кой¬ное Бого¬слу¬же¬ние и поми¬ная всех от века скон¬чав¬шихся отец и бра-тий, воз¬не¬сем Гос¬поду молитвы за род¬ных, близ¬ких и люби¬мых нашему сердцу людей, уже пере¬жив¬ших телес¬ную смерть. В этот день мы хотим доне¬сти до них самую доро¬гую и про¬ник¬но¬вен¬ную радость о победе над смер¬тью, кото¬рую одер¬жал Гос¬подь наш Иисус Хри¬стос. Да, они умерли, их нет с нами сего¬дня, но для Бога все живы! Он — Бог не мерт-вых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк. 20, 38).
Свя¬той Пас¬хой Спа¬си¬тель дал и люд¬скому есте¬ству силу вос¬кре¬се¬ния. Сын Божий, вопло¬тив¬шись и придя в мир как Чело¬век, при¬нял на Себя чело¬ве¬че¬скую при¬роду и при¬внес в нее бес¬смер¬тие Вос¬крес¬шего. Гос¬подь вос¬крес, и мы вос¬крес¬нем! И хотя мы уми¬раем преж¬ней смер¬тью, по сло¬вам свя¬ти¬теля Иоанна Зла¬то¬уста, мы в ней не оста¬емся. Если знаем и верим, что наши усоп¬шие близ¬кие после смерти ожи¬вут, при¬чем для луч¬шей, бла-го¬дат¬ной, бла¬жен¬ной жизни, то и сама смерть не имеет уже той раз¬ру¬ши¬тель¬ной, отя-го¬ща¬ю¬щей, гла¬вен¬ству¬ю¬щей силы. Ведь смерть — лишь мгно¬ве¬ние по срав¬не¬нию с вечностью!
Бла¬го¬даря Вос¬кре¬се¬нию Хри¬стову мы уве¬рены, что со смер¬тью жизнь не кон¬ча¬ется, что одна¬жды мы все будем при¬званы вос¬стать и жить. Мы также гово¬рим, что Спа¬си¬тель побе¬дил смерть, поправ ад Своим соше¬ствием. В пред¬став¬ле¬нии вет¬хо¬за¬вет¬ного Изра-иль¬ского народа эта сто¬рона смерти пред¬став¬ля¬лась едва ли не самой ужа¬са¬ю¬щей. Люди были ото¬рваны от Бога и в смерти своей теряли Отца Небес¬ного навсе¬гда. Ад являл собой место, где не только не было Бога, но где без¬воз¬врат¬ное Его отсут¬ствие ощу¬ща-лось с осо¬бен¬ной силой и безыс¬ход¬но¬стью. Но вот вос¬крес Хри¬стос! Сошел в глу¬бины адовы, и души пра¬вед¬ни¬ков воз¬ли¬ко¬вали и воз¬ра¬до¬ва¬лись радо¬стью неска¬зан¬ной. Отныне в смерти не было раз¬лу¬че¬ния с Богом! Уми¬рает чело¬век, мы опла¬ки¬ваем его, скор¬бим, печа-лимся, горечь раз¬луки томит наше сердце. Но пра¬во¬слав¬ный хри¬сти¬а¬нин хорошо знает и пом¬нит, что с умер¬шим все¬гда пре¬бы¬вает Гос¬подь. И потому мы раду¬емся, что с Богом смерть не страшна и бла¬женно бессмертие!
Мы поми¬наем сего¬дня усоп¬ших, молимся об упо¬ко¬е¬нии их душ. Свя¬той обы¬чай молит¬вен-ного поми¬но¬ве¬ния усоп¬ших, по сло¬вам свя¬ти¬теля Иоанна Зла¬то¬уста, явля¬ется «уста¬нов-ле¬нием апо¬столь¬ским и рас¬по¬ря¬же¬нием Свя¬того Духа». Мы не знаем, в каком состо¬я¬нии — покоя или муче¬ния — пре¬бы¬вают сей¬час наши умер¬шие близ¬кие, но совер¬шенно уве¬рены, что они нуж¬да¬ются и ждут наших молитв и доб¬рых дел, тво¬ри¬мых в их память и во славу Божию. Время подвига, время духов¬ного дела¬ния для усоп¬ших закон¬чено. Они теперь не могут при¬но¬сить Богу пока¬я¬ние за совер¬шен¬ные грехи, но нуж¬да¬ются в молит¬вен¬ном хода¬тай¬стве. А для нас, живых, молитва об умер¬ших — не только про¬яв¬ле¬ние неза¬бвен-ной любви, но дело бла¬гое и необ¬хо¬ди¬мое. Даже свя¬тые угод¬ники Божии нуж¬да¬лись в молит¬вен¬ной памяти. Так, напри¬мер, пре¬по¬доб¬ный Ефрем Сирин заве¬щал бра¬тии: «Напут¬ствуйте меня молит¬вою, псал¬мо¬пе¬нием и при¬но¬ше¬ни¬ями. Когда же испол¬нится четыр¬на¬дцать дней со смерти моей, совер¬шите по мне память, бра¬тия мои, потому что мерт¬вым помо¬гают при¬но¬ше¬ния, совер¬ша¬е¬мые живыми». Если уж свя¬тые отцы Церкви про¬сили о молитве по смерти их, то, что гово¬рить нам, грешным…
Очень важно поми¬но¬ве¬ние усоп¬ших за Боже¬ствен¬ной литур¬гией, когда совер¬ша¬ется Таин¬ство Евха¬ри¬стии. Так свя¬ти¬тель Кирилл Иеру¬са¬лим¬ский гово¬рит: «Пре¬ве¬ли¬кая будет польза душам, о кото¬рых моле¬ние воз¬но¬сится в то время, когда Свя¬тая пред¬ле-жит и Страш¬ная Жертва».
По уче¬нию Свя¬той Церкви Хри¬сто¬вой наши молитвы, воз¬но¬си¬мые за близ¬ких почив¬ших людей, спо¬собны улуч¬шить их состо¬я¬ние. По нашим молит¬вам, по доб¬рым делам, совер-ша¬е¬мым во благо Гос¬пода и в память покой¬ных, Бог может даже про¬стить грехи, кото-рые не дают им покоя. Если в серд¬цах наших пре¬бы¬вает истин¬ная любовь к усоп¬шим, если память о них не осла¬бе¬вает, если мы хотим дей¬стви¬тельно помочь им, молитва должна и может стать для нас живи¬тель¬ным источ¬ни¬ком вдох¬но¬ве¬ния и успокоения.
Каж¬дая поне¬сен¬ная потеря — это все¬гда слезы, горечь утраты, боль рас¬ста¬ва¬ния. Без этого не может чело¬век по есте¬ствен¬ной своей немощи. Но хри¬сти¬ан¬ским поми¬но¬ве¬нием мы спо¬собны не только унять свою тоску по усоп¬шему, но и реально облег¬чить его даль-ней¬шую участь. Вот почему ни слез, а молитв ждут от нас усоп¬шие наши. И при этом нужно пом¬нить, что мило¬сер¬дие Божие не остав¬ляет никого без помощи даже и по пере-ходе в загроб¬ную жизнь. Каж¬дый день Свя¬тая Цер¬ковь при¬зы¬вает нас к моле¬нию «о всех прежде почив¬ших, зде лежа¬щих и повсюду, пра¬во¬слав¬ных». В дни осо¬бых поми¬но¬ве¬ний, в свет¬лую сего¬дняш¬нюю Радо¬ницу в нашей молит¬вен¬ной помощи нуж¬да¬ются все умер¬шие, от Адама до сего дня, и в этот день Цер¬ковь Хри¬стова, яко матерь пред¬ста¬тель¬ствует о всех усоп¬ших в вере, умо¬ляя пра¬вед¬ного Судию «явить Свою им милость в день нели¬це-при¬ят¬ного всем воздаяния».
Воз¬люб¬лен¬ные о Гос¬поде бра¬тья и сестры! Слово Божие рас¬кры¬вает нам всю глу¬бину заботы Гос¬пода о каж¬дом из нас: …чело¬ве¬кам поло¬жено одна¬жды уме¬реть, а потом суд (Евр. 9, 27). По уче¬нию Церкви, суд, сле¬ду¬ю¬щий за смер¬тью, не явля¬ется окон¬ча¬тель¬ным. Веч¬ная участь чад Божиих будет опре¬де¬лена на послед¬нем Страш¬ном Суде, когда после-дует все¬об¬щее вос¬кре¬се¬ние из мерт¬вых. А до этого вре¬мени даже умер¬шие греш¬ники не лишены надежды изба¬виться от мук адо¬вых по молит¬вам живых, за них усердно при¬но-си¬мым. Важно, что Цер¬ковь Хри¬стова при¬зы¬вает нас молиться не только за род¬ных и близ¬ких людей, но и за всех, умер¬ших неожи¬дан¬ной смер¬тью, но в бла¬го¬че¬стии и пра¬во-слав¬ной вере: «яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, быв¬шие снедь зве¬рем, пти¬цам и гадам, погиб¬шия от мол¬нии и измерз¬шия мра¬зом; яже убиша меч, конь совос¬хити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаров¬ная напо¬е¬ния, отравы, кост¬ная удав¬ле¬ния — всех вне¬запно умер¬ших и остав¬шихся без уза¬ко-нен¬наго погре¬бе¬ния». Неужели мы можем остаться глухи к этому при¬зыву Церкви и без-участ¬ными к уча¬сти умер¬ших?! Ведь души усоп¬ших стра¬дают, если род¬ные забы¬вают молиться о них.
Людям свой¬ственно бояться смерти, неко¬то¬рых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они вся¬че¬ски ста¬ра¬ются ото¬гнать от себя мысль о кон¬чине. Но ведь, соб-ственно, не смерть страшна, а грехи нерас¬ка¬ян¬ные, с кото¬рыми ухо¬дим мы в мир иной. Бог не сотво¬рил смерти, — гово¬рит Свя¬щен¬ное Писа¬ние. — [Он] создал чело¬века для нетле¬ния… но зави¬стью диа¬вола вошла в мир смерть (Прем. 1, 13; 2, 23, 24). Но Сын Божий, Гос¬подь наш Иисус Хри¬стос Своим пре¬чуд¬ным Вос¬кре¬се¬нием раз¬ру¬шил узы смерти: …как в Адаме все уми¬рают, так во Хри¬сте все ожи¬вут (1 Кор. 15, 22).
И потому, раду¬ясь в день Радо¬ницы вме¬сте с усоп¬шими о вос¬крес¬шем Спа¬си¬теле, уте-шимся верою во все¬об¬щее вос¬кре¬се¬ние и будем стре¬миться не только сего¬дня, но и во все дни жизни нашей, по сло¬вам свя¬ти¬теля Иоанна Зла¬то¬уста, «сколько воз¬можно помо¬гать усоп¬шим, вме¬сто слез и рыда¬ний, вме¬сто пыш¬ных гроб¬ниц, нашими о них молит¬вами, мило¬сты¬нями и при¬но¬ше¬ни¬ями». Аминь.
Хри¬стос воскресе!
По материалам сайта www.проповеди.рф.