Prev Next

14 августа.09-я Неделя по Пятидесятнице. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас).

Субботним вечером 13 августа 2022 года, в канун 9-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун празднования Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.

Полиелей, согласно Уставу, в этот раз совершался в Алтаре. За ним, на Утрене был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.20, ст.19-31), повествующий об уверении апостола Фомы. После Великого Славословия отец-настоятель вынес из Алтаря Крест, возложил Его на центральный аналой, после чего духовенство и верующие поклонились Кресту по чину Крестопоклонной Недели Великого Поста. Затем, отец Стефан совершил помазание прихожан освященным елеем.

В сам праздничный день, 14 августа 2022 года, в храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоустого.

Раннее Богослужение, Молебен и Панихиду по его завершении совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.

 

Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове.

На Сугубой ектение возносились Молитва о восстановлении мира на Украине и сугубая молитва о недужных/болящих.

По окончании и Ранней, и Поздней Литургии совершались Водосвятные Молебны, за которыми освящался мёд нового урожая.

***

Медовый Спас.

Накануне праздника Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня на вечернем богослужении христиане могут поклониться Кресту, лежащему на центральном праздничном аналое.

История праздника Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста.

Как промыслительно было устроено нашими православными предками, что Успенский пост начинается с поклонения Кресту Господню. Этим самым указывая на то, что Успенский пост подобен Великому. И устав Успенского поста такой же как и поста Великого. И как в середине Великого поста износят Крест Господень, так же в начале поста Успенского мы празднуем Изнесение Честнаго и Животворящего Древа Креста Господня.

Это праздник установлен из-за очень древнего, давнего для нас события. Ещё в 12-ом веке в Константинополе случилось моровое поветрие. Тогда лечить такие болезни, которые охватывали целые страны, никакой возможности не было. В Константинополе тысячи людей умирали постоянно от этой страшной болезни.

Когда человек беспомощен, он вспоминает о Боге. И вот жители Царьграда молились все в церкви святой Софии и вышли крестным ходом с древом Честнаго и Животворящего Креста Господня. Они молились со слезами от всей души. Практически всех коснулась эта скорбь.

В древних восточных городах не было никакой санитарии. Все нечистоты выбрасывались на улицу. Атмосфера в городах была ужасная. Только люди с самой сильной и выносливой иммунной системой могли выжить  в таких условиях.

Но не только здоровье спасало человека, а вера в Истинного Бога. И люди пошли с горячей верой и надеждой на милость Божью крестным ходом, после которого остановилось моровое поветрие.

Остановилась моровая язва во всём городе. Это было великое счастье и необыкновенное чудо. Ведь даже выздоровление одного человека от болезни всегда воспринималось как чудо. А тут выздоровел весь город, и все сердца обратились к Богу. Больные встали и пошли в храм, причащаться. Молитвами всего народа случилось великое духовное торжество, милость Божия посетила скорбящих, кающихся людей.

Этот случай остался в церковной истории и стал ежегодным праздником, когда в храме износится из алтаря Животворящий Крест Господень.

Крест Господень на Руси.

На Русь почитание Креста Господня пришло с началом принятия христианства русским народом при князе Владимире. Крещение на Руси длилось долгих 900 лет. Окраина Руси, где живут якуты, камчадалы, эвенки и чукчи приняли крещение только в XIX веке.  Люди принимали крещение постепенно, не огнем и мечом, как это случилось на западе. У православного христианина совсем другой подход. Например, русский народ всегда с любовью и уважением принимал с состав нашего государства другие народы. Их принимали как братьев, независимо от языка, от цвета кожи. Все народы, вошедшие в состав нашей страны, сохранили свой язык. Среди русских святых есть и крещеные татары, и представители других народов. Например, многие ездят в Боровск поклониться святому Пафнутию, который был татарин. Церковь почитает этого святого не потому, что он татарин, а потому что он великий русский святой. По-настоящему христианский подход.

Праздник Изнесения Животворящих Древ Креста Господня вплёлся в наш тысячелетний обиход очень органично. И все мы с радостью его празднуем.

Любой церковный праздник начинается накануне вечером. Так вечером 13 августа  в церкви проходит чин выноса Креста на середину храма так же, как это происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста. Поклонение Кресту укрепляет нас на начало, пусть непродолжительного, но довольно строго и важного поста перед Успением Божией Матери.

Медовый Спас.

Этот праздник в народе ещё называется Медовым Спасом. Название указывает, что поминаемые события этого дня так или иначе связаны со Спасителем мира – Господом Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Господь является для нас Спасителем только тогда, когда мы сознаем себя в гибельном, опасном положении. И если мы забываем или не понимаем этого, то Господь попускает  в нашей жизни различные драматические обстоятельства и ситуации, с которыми мы не можем справиться самостоятельно, без помощи Божией.

Поклоняясь с благоговением Кресту Господню, мы имеем возможность исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без помощи Божией лишь слабая пылинка.

Почему Спас называют медовым?

Так же в этот день принято освящать мёд. Хоть эта благочестивая традиция никак не связано с Всемилостивым Спасом, но она органично вплелась в жизнь русского народа. Именно на этот период приходится сбор первого медового урожая. Мёд, как дар Божий, принято приносить для освящения в храм. После чего мёд вкушается уже не как лакомство, а как вещественное воплощение благодати Божией.  И первый мёд в старину старались раздать нищим, что нашло отражение в пословице: «На Медовый Спас и нищий медку попробует».

По материалам сайта www.semyaivera.ru.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 93 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте