Prev Next

22 марта. Воскресенье. Неделя 4-я Великого поста.

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

 

Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено полиелейное вечернее богослужение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексей  Пелевин в сослужении  клириков храма священника Димитрия Новикова и священника Алексея Дорохина. На полиелее духовенством было пропето величание 40 мученикам, в Севастийском озере мучившихся:

 

 

«Величаем вас, страстотерпцы святии четыредесяте, в Севастийстем езере мучившиися, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте».

 

 

В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель протоиерей Алексей Пелевин в сослужении священника Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.

 

В завершении Божественной Литургии было совершено Славление 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, а затем праздничный молебен.  

 

По старой русской традиции прикладываясь ко Кресту, верующие получили в благословение испеченные жаворонки.

 

Обращаясь в этот день к верующим, настоятель сказал: «В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам, устремляющимся в горняя.

Еще древнему патриарху Иакову явлено было в сонном видении: вот, лествица стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28, 12), со времен Воскресения Христова Небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сонмы святых подвижников, еще при жизни уподобившихся безгрешным Ангелам. О ступенях, ведущих к достижению совершенства, говорит святой апостол Павел: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3—5).

Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8)».

«Сегодня мы слушали евангельское повествование об исцелении Господом бесноватого отрока, - продолжил батюшка.  Оно показывает нам силу веры и молитвы и бессилие неверия. Как и все Евангелие, оно убеждает нас, что добро побеждает зло. Отец отрока сказал Господу: Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, то есть беса, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф.9,18,19). Почему же ученики не смогли помочь бесноватому отроку? Причины три: это их собственное маловерие, маловерие отца отрока и неверие присутствовавших книжников. Господь сказал отцу бесноватого: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк.9,23,24). Эти слова означают: помоги мне, Боже, веровать в Тебя. А также: помоги мне полностью отвратиться от зла и сочетаться Тебе.

Что же такое вера? Апостол Павел говорит: Вера есть уверенность в невидимом (Евр.11,1) и в ожидаемом, как в видимом и настоящем. Без веры угодить Богу невозможно (Евр.11,6), поэтому только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Видя надежду и искреннее желание отца отрока уверовать, Господь изгнал нечистого духа из бесноватого. Вера необходима для нашего спасения и, по слову Спасителя, все возможно верующему. Без веры человек не имеет связи с Богом - единственным источником жизни и силы духовной.

К сожалению, вера грешного человека слаба, как и вера отца бесноватого отрока. Подобно этому отцу, и нам необходимо осознать свое маловерие и потребность в умножении веры.

Как же укрепляется наша вера? Первое средство видим из сегодняшнего евангельского повествования - это молитва. Бог внимает искренней молитве, особенно же молитве со слезами. Будем взывать вместе с отцом отрока: Господи, помоги моему неверию и маловерию, приложи мне веру и спаси меня.

Главное же средство утверждения нашей веры - это личный опыт жизни человека по Евангелию, по заповедям Божиим. Когда ученики спросили Спасителя: почему мы не могли изгнать нечистого духа? - Христос ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мф.9,29). Эти слова Господа показывают причину, по которой мы часто не можем победить наши страсти и демонов, вовлекающих нас в грехопадения. Причина бессилия - наше маловерие, а также нежелание понудить себя на молитву, пост и на добрые дела веры».

«Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Где есть вера, там обязательно есть и молитва. Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого верующего. Душа человека, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу как источнику своего бытия и только в Нем находит радость и покой. По слову Иоанна Лествичника, молитва есть матерь всех добродетелей», - завершил свои пастырские наставления отец Алексей.

 

 

Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.


Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.


Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.

Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Сорок мучеников освящают своим подвигом всю святую Четыредесятницу. 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 198 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте