vtem news stack

«Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси, Христе Боже…»: в Никитском храме г.Калуги были совершены Богослужения кануна и самого дня Антипасхи

11 мая 2024 года, субботним вечером, в канун Антипасхи, Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском)…

Подробнее...

vtem news stack

В день праздника Светлого Христова Воскресения в Никитском храме г. Калуги была совершена Божественная Литургия

Утром 05 мая 2024 года, в день праздника Пасхи Христовой, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги иерей Максим Картуесов…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г.Калуги совершили Богослужения в канун и в день Радоницы и молитвенно почтили память преподобного Пафнутия, игумена Боровского

Вечером понедельника, 13 мая 2024 года, в канун дня первого после Пасхи дня поминовения усопших и в канун дня памяти святого преподобного Пафнутия Бор…

Подробнее...

vtem news stack

В пятницу Светлой седмицы митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Пасхальные Вечерню и Утреню в Никитском храме г. Калуги

10 мая 2024 года, в пятницу Светлой седмицы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги были совершены Пасхальные Вечерня и…

Подробнее...

vtem news stack

Во вторник Светлой седмицы в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» при «Детской Городской больнице» г.Калуги было совершено праздничное пасхальное Богослужение

07 мая 2024 года, во вторник Светлой Седмицы, в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой « Целительница», расположенном на территории « Дет…

Подробнее...

vtem news stack

Настоятель Никитского храма г.Калуги сослужил архиереям Калужской митрополии за праздничной Божественной Литургией в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре в день престольного праздника обители

14 мая 2024 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, праздничную Божественную Литургию в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре возглавил…

Подробнее...

26 сентября 2020 года, субботним вечером, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма  протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клирика Храма иерея Олега Плешакова было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея и с выносом Креста.

На Великой Вечерне были зачитаны паремии праздника Воздвижение: отрывки  из книг Ветхого Завета - «Книги Исход»(Глава 15,ст.22-27 и Глава 16,ст.1),повествующий о чуде превращения горькой воды в сладкую пророком Моисеем у реки  Мерры, когда у странствующих евреев не оказалось воды; «Книги Притчей» (Глава 3,ст.11-18), прославляющий  мудрость, приобретаемую более всего терпеливым перенесением бедствий и страданий, посылаемых людям Богом для их вразумления и наставления на путь истины; «Книги пророка Исайи» (Глава 60,ст.11-16), где Исаия изображает будущее величие и будущую славу Иерусалима, не указывая, когда настанут эти счастливые для него времена.

 

На Полиелее, за Утреней, хором Храма и духовенством  было пропето величание празднику Воздвижения Креста Господня:

«Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтем Крест Твой святы́й, ймже нас спасл еси́ от рабо́ты вра́жия».

За Евангельским чтением отец Алексий зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 12, ст.28-36), в котором Спаситель предсказывал свое распятие и указывал на значение его для мира, притом в выражениях, напоминающих суть праздника («...Аз вознесен буду от земли»). Вместе с тем, это единственное в Евангелии свидетельство о крестной смерти Христа вместе и Его самого, и Бога Отца.

По окончании пения Великого Славословия и Трисятого ( «Святый Боже, Святый Крепкий…»), под троекратное пение Тропаря Кресту «        Спаси ,Господи, люди Твоя…» настоятель Храма вынес празднично украшенный Крест и возложил его на аналой перед центральным алтарём, после чего был пропет тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», священнослужители и верующие совершили, трижды, земной поклон.

Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем, каждый поклонился Кресту Господню, также, раздавался освященный за Литией хлеб.

Завершилось Богослужение чтение чинопоследования 1- го Часа и отпустом.

***

Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения.

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.

Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

В Дрезденском списке и в списке Paris. Gr. 1590, 1063 г., Типикона Великой церкви царьградский чин Воздвижения описан значительно подробнее: после утреннего входа (совершавшегося в конце великого славословия) Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари в честь Креста). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал три земных поклона, и начиналось священнодействие, состоявшее из трех циклов по пять воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали стократное Господи, помилуй. При пении трех последних Господи, помилуй Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого отдыха (во время к-рого певцы пели тропарь «Днесь пророческое исполнися слово...»), Патриарх начинал второй цикл воздвижений — опять с пятикратным возвышением Креста и пением Господи, помилуй по восемьдесят раз, — и вновь отдыхал (певцы пели тропарь «Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего...»). Наконец, Патриарх совершал третий цикл воздвижений по тому же чину, но с пением Господи, помилуй по шестьдесят раз. После завершения воздвижений пели «Вознесыйся на Крест волею...», и начиналась Божественная Литургия.

Описанный константинопольский кафедральный чин Воздвижения встречается и в славянских рукописях — например, в новгородском Требнике РНБ. Соф. 1056, XIV в., в болгарском Енинском Апостоле XI в., — с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток (то есть стороны меняются не по кругу, а символически осеняются крестным знамением).

В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном чине, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть; вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (также состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света).
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, близкому к первоначальной редакции Студийского устава и принятому на Руси до кон. XIV в., чин совершался в конце утрени, после Трисвятого, тропаря Крестови  Твоему... и поклонения Кресту с пением праздничных стихир. Чин Воздвижения начинался с пения трех тропарей (тех же, что и в Типиконе Великой церкви); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал первый час.

Согласно Евергетидскому Типикону, представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, чин Воздвижения совершали не в алтаре, а в храме. После тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении Господи, помилуй (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении оставшихся девяноста семи Господи, помилуй; далее священнодействие повторялось с обращением на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в студийских Типиконах южно-италийских редакций.

В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, представляющем афонскую редакцию Студийского устава и принятому в Грузии до XV в., описаны два варианта чина Воздвижения. Первый соответствует приведенному в Евергетидском Типиконе (но порядок сторон света: восток, север, запад, юг и снова восток). Второй чин Воздвижения Креста говорит о совершении чина Патриархом, особенности чина (например, большое количество песнопений после входа на славословии) указывают на подчеркнутую связь с практикой Великой церкви.

В Иерусалимском уставе, принятому в течение XII–XV вв. в Православной Церкви повсеместно, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя...», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Согласно некоторым памятникам, при совершении чина Воздвижения отменяется сугубая ектения утрени — по той причине, что сходные с ней прошения входят в состав чина. На Крест во время Воздвижения, как и в Иерусалиме в древности, принято возливать душистую воду.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии».

См, также: Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня: История праздникаДнесь, братие, Крест Пресвятый воздвижется... (Поучение на праздник Воздвижения Честнаго Креста из служебного Пролога).

По материалам сайта www.patriarchia.ru.

 

 

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 96 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте