vtem news stack

«Да исправится молитва моя…». В Никитском храме г. Калуги были совершены заключительные великопостные Литургии Преждеосвященных Даров

Вечером 28, 29 и 30 апреля 2024 года, в канун Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды Страстной Седмицы подходящего к завершению Вели…

Подробнее...

vtem news stack

«Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся…». Установление Таинства Евхаристии вспомнили в Никитском храме г.Калуги за Богослужениями в канун и в сам Великий Четверг Страстной Седмицы

01 мая 2024 года, вечером среды, в канун Великого Четверга Страстной Седмицы, в который Церковь вспоминает Тайную Вечерю - последнюю трапезу Господа И…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги была совершена Утреня Великой Субботы с чином погребения Плащаницы

03 мая 2024 года, вечером, в канун Великой Субботы Страстной Седмицы, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги совершили Ут…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г.Калуги совершили Утреню с чтением 12-ти Страстных Евангелий

02 мая 2024 года, вечером четверга, в канун Великой Пятницы Страстной Седмицы, посвященной воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Ии…

Подробнее...

vtem news stack

Дети из Белгородской области посетили монастыри Калужской епархии

24 и 25 апреля дети, приехавшие из Белгородской области и проживающие в пункте временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев в ДОЛ "Витязь…

Подробнее...

На 25 апреля 2023 года в этом году пришёлся день первого после праздника Светлого Христова Воскресения общецерковного поминовения усопших - Радоница.
24 апреля 2023 года, вечером в канун этого дня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Заупокойное Вечернее Богослужение. Его возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили: иерей Стефан Бойко, иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.
Богослужебные песнопения были исполнены хором храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
25 апреля 2023 года в храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя.
Раннюю Божественную Литургию и Великую Панихиду по её завершении совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под управлением регента Елены Суяковской.
Во время чтения Священного Писания были зачитаны отрывок из книги «Деяний святых Апостолов» (гл.04, ст.01-11), рассказывающий нам о том, что проповедь апостолов Петра и Павла о Воскресении Иисуса Христа из мертвых закончилась их арестом, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.03,ст.16-21), в котором говорится о главной причине, по которой произошло Боговоплощение: о любви Бога Отца к роду человеческому. Следствием этой любви является Крест, на который Сын Божий и Сын Человеческий будет вознесен. Иисус не видел никакого другого исхода для Своей жизни: Он

пришел в этот мир, чтобы умереть за людей — за тех, кого любит Его Отец.
На Сугубой ектение возносилась Молитва о Святой Руси.
По окончании Поздней Литургии и Панихиды отец Алексий обратился к верующим со словом проповеди.
***
РАДОНИЦА. СМЫСЛ ПОМИНОВЕНИЯ И СОВЕТЫ СВЯТЫХ, КАК МОЛИТЬСЯ.
Молитва за усопших – это способ общения живых и умерших.
Так продолжается наша любовь, которая «никогда не перестает» (1Кор. 13:8). Умершие часть тела и жизни Церкви, так она напоминает нам о будущей встрече с усопшими, поэтому во всех частях своего богослужения молится о них.
Сщисп. Афанасий (Сахаров) автор известного труда «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву…ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб…и на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших».
Пасхальный период очень особый, богослужение изменяется часто очень кардинально. Преображаются привычные нам чинопоследования и над всем парит Пасхальное: «Христос Воскресе!». Это не случайно, тут выражается вся наша надежда на искупление от рабства смерти.
Жизнь наша, как капля дождя. Она маленькая, быстрая и уходящая в землю. Все мечты кончаются смертью. Но это не от Бога. Он создал нас для вечности и для блаженства. Священное Писание говорит, что «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13).
Господь наш - Жизнь и творить может только жизнь, Он Жизнодатель. Смерть, как вор ночью проникла через грех прародителей. Открыв свои уста для запретного плода, они впустили с пищей в свою природу грех (от гр. «промах») - нарушение воли Божией. За грехи надо платить, а плата за грех по ап. Павлу – смерть (Рим. 6:23).
Бог сотворивший нас для жизни не отступил от намеченного плана о человеке. Он дал человечеству возможность исправить ошибку и вернуться к Нему. Тут терпение и любовь Божия. Для спасения человечества Отец послал в мир Своего Сына единосущного, чтоб Сын оставаясь Богом стал человеком и в отличие от Адама показал бы послушание Отцу, подчинил бы свою человеческую волю Воле Божией, взял бы грехи наши, понес беззакония наши и через послушание Отцу небесному осудил бы грех в плоти (Рим. 8:3). Иисус Христос сделал это ради нас и нашего ради спасения. За грехи наши умер и понес вместо нас наказание.
Силы ада, убивая Христа радовались, сатана не зная тайны Боговоплощения, сам научил Иуду предать Учителя (Ин. 13:27). Но когда нераздельный с человеком Бог сошел со Своей душой в ад, вся тьма просветилась Светом, все зло затрепетало от Добра.
Ад был разрушен, сатана связан, Богочеловек Христос упразднил абсолютизм зла в мире. И самое главное - Он победил смерть и вернулся к Жизни. Он Воскрес! Он называется первенцем из мёртвых, то есть первым Кто вернулся к жизни после которой уже нет смерти. Первым Кто вернулся к жизни вечной и блаженной, где смерти нет. Гробы опустели. Сбылось пророчество: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иезк. 37:12).
Сщмч. Иоанн Восторгов в наставлении в этот день говорил: «Слышали и мы, братие, о пустых гробах. Слышали – в светоносный день Пасхи…с воскресением Христовым жизнь жительствует и мертвого нет ни единого во гробе. Ибо Христос воскрес из мертвых... Он – Глава тела Церкви (Еф. 4:15–16), мы – ее члены. Но когда пробудилась к жизни Глава тела, тогда члены его не могут быть безжизненными. Он – лоза плодовитая, как Сам Он Себя называл, а мы – ветви (Ин. 15:1). Но когда лоза весною почувствует свет и тепло, когда в ней заиграет молодая и могучая жизнь, тогда ветви живут ее жизнью, и не могут остаться сухими и мертвыми».
И всем Кто верит в Него, Христос тоже даёт эту жизнь. Как Адам - дал всем греховность и смерть. Так Христос - Новый Адам, дает всем святость и жизнь. Смерть - как власть тьмы, смерть - как безысходность больше не имеет прав на верующих во Христа Иисуса. Богочеловек вырвал у неё жало и уничтожил яд, она властная теперь только отделить душу от тела и то на время до Страшного Суда. Она не мучает, не содержит в мраке и в своей власти тела и души умерших верующих христиан. Она теперь слуга, отправляющая душу к Богу на суд, а тело, по словам свят. Григория Нисского, в могилу на "переплавку" от всякого зла, которое совершало до всеобщего Воскресения.
Сщисп. Лука Крымский в проповеди на Пасху 6 мая 1945 года, замечал: «Все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия…Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших».
Христос Воскрес и уже не умрет – Он в бессмертии, так будет и с нами. В светлые пасхальные дни Церковь обнимает всю вселенную, живых и мертвых в едином хоре движет на славословие Воскресения Христова: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь; смерти празднуем умерщвление, адов низложение, иного жития вечного начало».
Как же воскреснут мертвые?
Хирург и профессор, знавший физиологоию человека лучше чем все атеисты, архиепископ и исповедник Лука Крымский ссылался на авторитет Библии и здравого смысла говорит: «Зерно, брошенное сеятелем во вспаханную землю, перестает существовать как зерно: оно распадается, разлагается, оно как бы умирает, но только как бы, потому что в нем заложены великие силы жизни. Из зерна, прекратившего свое существование зерна, силой Божией вырастает большое, прекрасное, полезное и необходимое для нас растение».
Святитель задает вопросы, рассуждает и дает ответы и советы:
«Не из всякого семени одно и то же растение, но каждому дает Господь Своей животворящей силой особое тело: особое тело у колоса пшеницы, особое тело у овса, особое у кустарника. И все тела эти откуда? Из семени, которое умерло.
Чьей же силой растут и появляются эти новые тела? Конечно, силой Божией, силой Духа Святого, которая живет во всякой клетке и животного и растительного организма.
Вот эти слова св. апостола надо вам всем понять и твердо запомнить: «Есть тело душевное, есть тело и духовное». Тело душевное – это наше нынешнее тело, это – плоть и кровь; это кости, мускулы и внутренности. О нем говорит св. апостол Павел, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15, 50). И обреченные на тление тела душевные не могут наследовать нетления.
Как же понимать нам эти слова? Вспомним, в каком теле воскрес Господь Иисус Христос, в том ли самом, в каком жил до смерти Своей? Нет, в ином, в новом теле, в теле, обладавшем свойствами необычайными, какими при жизни не обладало. Тело Воскресшего Спасителя проходило чудесным образом сквозь закрытые и запертые двери. Итак, тело Воскресшего Господа было не душевным, а духовным телом. Вот подобными же духовными телами будут и тела всех воскресших людей. Когда воскреснут они и какой силой? Конечно, только силой Божией».
Сегодня, в день Радоницы мы вспоминаем, что у Бога ключи от жизни и смерти, Он весь милосердие и весь любовь. Радоница – это радость от дара Христова человечеству – всеобщему воскресению. И мы просим Его принять души всех наших близких в Свои небесные чертоги. В ожидании воскресения мёртвых и встречи со всеми отцами и матерями, будем петь сегодня: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".
Сщмч. Иоанн Восторгов в Грузии в этот день более ста лет назад говорил: «В Пасху Господню, в чудные дни, когда пред нами Начальник жизни, живыми и мертвыми обладаяй, Своим воскресением осиявший все гробы и сущим во гробех живот даровавший, эти сущие во гробех, эти дорогие покойники становятся к нам особенно близки, близки до ощутительности, они стоят у нашего сердца, взывают о духовном общении с ними. Отсюда сам собою создался и сам собою держится глубоко трогательный обычай…день радости пасхальной делить с умершими, и молиться о них всенародно и торжественно. Пойдем, возвестим им о востании Господа, разделим с ними радость нашу, и скажем им привет святой пасхальный: Христос Воскресе!»
Новомученик дает несколько советов, которые так же действенны и в наши дни: объединиться с умершими во Христе Воскресшем – тогда в радость будет свидание с ними; помолиться о них и посетить гробы – это равняется подвигу жен мироносиц посетивших гроб Христов, так как Христос обещал усердие для братьев принимать за усердие к Нему: ««что сотворили вы единому из братьев Моих меньших, то Мне сотворили» (Мф. 25:40).
В заключение хотелось бы поделиться советом на этот счет сщмч. Сергея Мечева. Размышляя о заупокойной молитве, он наставляет, как молиться в день церковного поминовения: «Мы молимся, как часть Тела Христова, и только такая молитва и может принести им облегчение и успокоение. Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва. А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за которых пришли помолиться другие, которые дороги им».
Иерей Андрей Гавриленко.
По материалам сайта www.pravlife.org.

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 79 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте