Богослужения первой великопостной Родительской субботы были совершены в Никитском храме г. Калуги.
11 марта в этом году, согласно Уставу Церкви, в храмах совершается особое поминовение усопших – Родительская суббота, первая из трёх, следующих друг за другом, суббот продолжающегося Великого поста.
10 марта 2023 года, пятничным вечером, в канун памятного дня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги иереем Стефаном Бойко в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Заупокойное Вечернее Богослужение - Парастас с чтением 17-й Кафисмы из Псалтыри(118-й Псалом).
Утром субботы ,11 марта 2023 года, в храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
На Сугубой ектение за Богослужениями были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси.
По завершении и Ранней, и Поздней Литургии совершались великие Панихиды.
***
Проповедь Митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на Родительскую субботу второй седмицы Великого поста в Тульском храме великомученика Димитрия Солунского.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Только что милосердный Господь и Спаситель наш Иисус Христос возвестил нам тайну жизни вечной, когда сказал, что наступает время и настало уже, и все находящиеся в гробах услышат голос Сына Божия. И услышавши, оживут (Ин. 5, 25) не просто для того, чтобы опять войти в реальное ощущение неразрывного единства взаимопроникновения и взаимодействия сил своего духа, то есть мысленных и желательных наших сил с силами своей души, то есть эмоциональных и чувственных движений и энергий, а также телесных свойств каждого из нас, как мы ощущаем и осознаем их в здешнем повседневном опыте.
Мы видим и знаем каковы следствия разрыва единства душевно-телесной деятельности. С умершим нельзя поговорить – он не слышит, ему нельзя передать свои чувства – он не способен откликнуться так, чтобы мы это могли воспринять. Более того, вся его телесность, ставшая трупом, этот биофизический сгусток на наших глазах возвращается к молекулярному состоянию, из которого он был соткан, испуская зловоние и обезображивая такую знакомую и еще совсем недавно любимую нами форму, что нам хочется скорее зарыть ее в землю, лишь бы только ее не видеть, и не обонять ее тлетворного запаха. Через такое соприкосновение со смертью мы нечто понимаем о сути происшедшего, но не во всей полноте, не изнутри, а лишь снаружи, но все-таки неким образом мы можем это понять, проанализировать, соотнеся этот опыт с тем, что говорит нам через Священное Писание Сам Господь.
Придет время, когда все те, которые неизбежно пройдут этим путем смертной разлуки, все услышат голос Сына Божия. Действие его будет особенное: все оживут, все опять возвратятся в реальное восприятие личного единства во взаимодействии всех своих душевных и телесных способностей, какие были присущи нам до смерти. Но только оживем – и все? «Нет!», – говорит Он: воскреснут в нетлении и бессмертии в силу единосущия единого и общего всем людям человеческого естества с возглавляющим его Богочеловеком Христом, но для разных качественных восприятий и ощущений.
Те, которые по доброхотно приобретенному и укоренившемуся как вторая натура навыку доброделания, творили добро, воскреснут для наследия блаженной, богоподобной жизни. А творившие злое, также воскреснут, но совсем не для наследия жизни, а для осуждения (Ин. 5, 29). Господь особо подчеркивает, что сказанное нам есть только слово Сына Человеческого, Который так же, как и все умершие испытал на Себе, изнутри, что это такое – быть человеком от зачатия до смерти, но и в отличие от всех нас не сотворив никакого греха, естественно доброхотно всегда и во всем подчинял в Своей жизнедеятельности волю человеческую воле Божественной, даже до Крестной смерти (Флп. 2, 8), явился Разрушителем ада и Начальником Воскресения. Он прошел от начала до конца путь человеческой судьбы, который всем нам предстоит, но и более того Он через Воскресение прошел до Вознесения и одесную Бога-Отца сидения (Мк. 16, 19) – цель, ради который Бог вызвал из небытия к бытию, весь род человеческий.
Но воспринятие, вхождение в эту богоуготованную нам жизнь, зависит от нашей доброхотно достигаемой схожести с Богом, от нашего сознательно желанного единения с Ним по всему стволу качеств жизнедеятельности в каждом из нас. Мыслительные наши способности, могут соединиться с Богом, когда внимание и связанная с ним волевая сила нашего духа не теряют из виду Бога, вся становясь хождением пред Богом (Быт. 5, 24), в каждую долю мгновения являясь благодарственной молитвой. Не чтение чьих-то письменно оформленных духовных произведений, которые являлись выражением хождения их автора пред Богом, а погружением в тот религиозный опыт, который зафиксирован в этих молитвословиях. Это реальное вхождение вниманием своего сознания, волевым удерживанием себя внутри этого опыта взаимной духовной любви требует от нас чистого сердца (Пс. 50, 12; Мф. 5, 8), позволяющего духовно видеть Господа и в Нем ощущать, что мы все – единое целое, мы все – Его Тело (1 Кор. 12, 27). И когда один член болит, то ему состраждет все тело, и наоборот, когда один здоровый ликует и радуется (1 Кор. 12, 26) он вовлекает в эту радость всех.
Так, когда придете в тюрьму, в хоспис, и там будете омывать смердящие раны тех, которые заживо гниют и медленно умирают, или придете к сироте, нако́рмите, обу́ете, оде́нете сиротку, и самое главное при этом – не захотите получать удовольствие от того, чтобы получить в ответ похвалу или сказать самому себе про самого себя: какой же я хороший, как хорошо поступаю! А еще и добавив: а ведь как мало таких, которые так делают, а сколько таких, которые вообще этого не делают. И так от этого становится сладостно и приятно, и эта сладость и ее переживание уже есть награда за понесенные труды. Лишь когда это делается без всякого самохвальства, без поиска тщеславного самопревозношения, но бескорыстно, по-евангельски кротко и смиренно, Господь, Учитель и Источник этих добродетелей (Мф. 11, 29) воссиявает внутри нас.
В эти удивительные дни Великого поста, когда самой дисциплиной нашей повседневной жизни мы все-таки воздерживаемся от вредотворчества и удобопреклонности ко греху, и ради этого воздержания в нас есть благое дерзновение разбойника благоразумного, не в предъявлении Богу чувства своего достоинства и заслуги: я все сделал, как положено, и теперь за это воздай мне достодолжным, и после причастия обеспечь здоровье и успех, но вспоминая этого благоразумного разбойника, реально войти в то состояние духа, которое было у него, чтобы и в эти субботы не для себя, как бывает в другое время года, когда поговел и решил, что нужно пополнить себя благодатью Божией, причаститься – для собственной пользы пройти всю дисциплину воздержания и исповеди, чтобы себе получить благодать, а для тех, кого после их кончины люблю и кого ношу в своем сердце и памяти, и знаю, что в Евхаристии с ними также соединен, как и с Господом Иисусом Христом, имею с ними в Нем тесное общение, ибо Бог наш не Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32).
И ради этого мы приходим в храм: чтобы войти в самое глубинное соединение с Владыкой жизни и смерти и в Нем со всеми усопшими в надежде Воскресения, и ради них мы приносим свой дар любви, для наших родных усопших, которые сейчас не имеет физической возможности во времени и пространстве кого-то обуть, одеть, напитать. Но любовь наша даст им возможность иметь реальное соучастие в наших добродетелях, ради Христа совершаемых в память их. А Господь Сам наградит их плодом этой любви. Вот это животворящее священнодействие радостоносного круговращения жертвенной любви мы здесь и осуществляем на литургиях, которые специально посвящаем нашим усопшим. Мы пришли, чтобы войти в меру христоподобной любви: бескорыстной, самоотверженной. Она и есть благо, потому что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 16), и мерою любви мы приобщаемся к Божественным энергиям – благодати Святого Духа. Это все для того, чтобы эта суббота стала бы действительно субботой покоя для нас, живущих сейчас на земле, и тех, которые лежат в сырой могиле, спят во Христе Иисусе сном всей земли, чая всеобщего Воскресения, потому что участие в Божественной Литургии есть живой опыт того, что Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38). Ему же славу воссылаем со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
По материалам сайта www.tulaeparhia.ru.