05 марта.1-я Седмица Великого поста. Неделя Торжества Православия. Память святого преподобного Льва, епископа Катанского.
04 марта 2023 года, в канун 1-й Недели начавшегося Великого поста, недели Торжества Православия и в канун дня памяти преподобного Льва, епископа Катанского, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение, за Евангельским чтением которого был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.24, ст.12-35), повествующий о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа своим ученикам Луке и Клеопе по дороге в Еммаус.
В начале Полиелея, за Утреней, хором храма был исполнен великопостный 136-й Псалом « На реках Вавилонских», по окончании евангельского чтения исполнялись покаянные молитвословия Триоди Постной.
Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.
Утром 05 марта 2023 года, в храме были совершены две Божественные Литургии святителя Василия Великого.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова.
На Апостольском чтении этого воскресного дня был зачитан отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (гл.11, ст.24-26,ст.32-39, гл.12, ст.01-02).Из сегодняшнего чтения надо сделать два очень важных вывода. Первое — нет ничего зазорного, чтобы верой ожидать решения тех или иных проблем, или надеяться на получение каких-то конкретных благ. Можно и нужно и просить, и умолять, и крепко держаться надежды. Второе — если мы на самом деле через эту устремлённость к Богу укрепляемся в вере — в определённый момент она сама становится настолько значимой ценностью, что по сравнению с ней любые, даже самые невероятные по своей масштабности, наши цели становятся просто детскими игрушками!
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.01, ст.43-51), который ставит перед нами вопрос о том, каким образом и при каких обстоятельствах Иисус «находит» Филиппа.
На Сугубой ектение за Службами возносились особые прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь.
По завершении Поздней Литургии перед иконами Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы был совершено традиционное для первой недели Великого поста Молебное пение недели Торжества Православия, для причастников были прочитаны Благодарственные Молитвы по Святом Причащении.
***
Проповедь в Неделю Торжества Православия.
Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир.
Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание — это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему Торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.
Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась… возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1).
«Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. И потому можно быть православным, не имея икон, - в недавние годы мы вновь пережили время торжества иконоборцев, и многим приходилось молиться без икон. Но нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства с Боге, ставшем человеком.
Так мы видим, что в живом организме нашей Православной Церкви все удивительно едино и соразмерно. Все взаимосвязано в живом росте Церкви как Тела Христова. Нельзя по своему частному разумению отсекать любую ветвь Православного Предания, не рискуя при этом задеть самые основы нашей духовной жизни.
Потому не случайно день торжества иконопочитания — это день всего Православия.
Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово «ортодоксиа» означает и «правильное величание», и «правильное учение», то есть его можно перевести на русский язык не только как «Православие», но и как «Правоверие». И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: «Право-славие». Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы «православно величаем».
При таком — литургическом — понимании Православия как умения правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь становится понятно, почему день Торжества Православия приходится именно на сегодняшний день. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье: всю неделю мы провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей, и вот, оплакав свои согрешения, мы тем не менее приступаем к Чаше, ибо Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И как же не возблагодарить Господа за его милосердие к нам, как не воспеть нам песнь Господню!
Но Православие невозможно и без Правоверия. История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной.
Потому в догматических спорах речь идет не о формулировках и не о теоретической правоте. Речь идет о понимании самой сути отношений Бога и человека и в конечном счете о понимании самого человека. И потому нельзя нам забывать слова Апостола: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1, 12).
Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими «учителями» и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезнет.
Одни уверяют себя и нас, что Православие — это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие — это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.
Другие говорят, что Православие — это культура, некое «культурное наследие». Мы же должны знать, что Православие — это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого.
Третьи утверждают, что Православие — лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но, напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников.
Приходят еще некие и говорят, что Христос — это один из «учителей человечества», такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос — не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший человеком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде всего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием нам Святого Духа. И потому мы знаем, что всякий, кто учит о спасении помимо Креста и без Воскресения — не от Бога послан.
Еще другие стараются убедить людей, что Христос — это не то экстрасенс, не то инопланетянин. Мы же должны противостать этой безумной проповеди твердым свидетельствованием о том, что Христос — Бог, Творец Вселенной, явившийся во плоти «нас ради человек и нашего ради спасения».
Дорогие мои! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. И сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех вас — не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе отстаивали Православие. И если нет у кого-то из нас сил и знаний, чтобы доказательно обосновать невозможность совмещения Православия с возрождающимся ныне язычеством и иными псевдорелигиозными учениями, то каждый из нас все же может просто предупреждать своих ближних: «Люди, такой-то лжеучитель далек от Православия, и он лжесвидетельствует, утверждая, что он един с Церковью и действует чуть ли не с ее согласия».
Но, конечно, главное наше духовное оружие в защите Истины — это наша молитва. Если мы по нашему духу, а не только по имени будем подлинно православными, Господь Сам Своею благодатью будет споспешествовать нам.
Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Аминь.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Слово Патриарха», Духовная Академия, СПб, 1991.
По материалам сайта www.stefmon.ru.