29 января. Неделя 33-я по Пятидесятнице. Поклонение честным веригам апостола Петра.
28 января 2023 года, субботним вечером в канун 33-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня, в который Православная Церковь отмечает поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение, служение которого возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили иерей Стефан Бойко, иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
На Полиелее, за Утреней был зачитан Евангельский отрывок, завершающий Святое Евангелие от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (гл.21, ст.15-25), повествующий о троекратном, по числу отречений, восстановлении апостола Петра в апостольском достоинстве и о судьбе самого автора текста-апостола Иоанна Богослова.
По завершении апостольского чтения отец Алексий совершил помазание богомольцев святым елеем.
29 января 2023 года, воскресным, праздничным днём, в храме было совершено служение двух Божественных Литургий.
Раннее Богослужение совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
По завершении Литургии, отец Максим произнёс проповедь на тему читавшегося евангельского отрывка, совершил праздничный Молебен и Панихиду.
Позднее Богослужение совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении в это воскресенье был зачитан отрывок из «Первого Послания святого апостола Павла к Тимофею» (гл.04, ст.09-15), в котором апостол Павел наставляет своего возлюбленного ученика апостола Тимофея в том, каким должно быть его епископское служение.
За Евангельским чтением провозглашался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (гл.19, ст.01-10),содержащий историю встречи Господа Иисуса Христа с мытарем Закхеем.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились сугубая молитва о здравии болящих и прошения и Молитва о Святой Руси.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец - настоятель произнёс проповедь. Также, по окончании Позднего Богослужения совершались Молебен и Панихида.
***
О Закхее. Проповедь священника Константина Корепанова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Со следующей недели святая Церковь начинает подготовку к Великому посту, начинается Постная Триодь, и Церковь начинает нас настраивать и подготавливать к поприщу в горниле Великого поста. И вот, всегда за неделю до начала чтения Постной Триоди, за неделю до недели о мытаре и фарисее, из Евангелия читается история о Закхее. Сколько бы раз мы ни читали, сколько бы мы ни слышали этот Евангельский отрывок, он не перестаёт нас удивлять, и всегда, сколько бы человек не обращался к нему, он встречается с удивительными и всегда новыми свидетельствами о том, что происходит с человеком, когда к нему приходит Бог. Конечно, самое удивительное, самое важное и самое значимое для каждого из нас — это те слова, которыми оканчивается этот Евангельский сюжет, исцеление и спасение грешника Закхея. И Христос говорит: «Сын Человеческий пришёл спасти и взыскать погибших». Как каждого человека, приходящего в Церковь, эти слова и подобные им, о том, что Христос пришёл не праведников, но грешников спасти, — как мы говорим всякий раз, причащаясь Святых Христовых Тайн, — они для каждого человека являются утешением, дают надежду, вселяют упование и дерзновение, призывают к Богу: «Если Ты пришёл взыскать погибшее, то у меня есть надежда». Если мы содрогаемся и приходим в отчаяние от своих грехов, сознавая их великое множество, это, парадоксальным образом, вселяет в нас дерзновение: значит, это ко мне пришёл Христос! Какой смысл приходить к праведникам — они и так праведники, а Он пришел, чтобы спасти именно погибших, — а, значит, у меня появляется надежда. Когда мы слышим в притче о званых на праздник, что Хозяин посылает Своих слуг, чтобы они позвали всех: и хромых, и увечных, и злых, и добрых, наше сердце переполняется надеждой: значит, можно идти к Нему, если я сегодня согрешил, и согрешил страшно, у меня есть надежда на то, чтобы спастись, ибо Он пришёл спасти погибших. «Спаси меня, Господи, ибо я погибаю!» Если человек сознаёт, что он погибает, сознаёт, что он — грешник, то ко Христу ему и нужно идти! Люди часто сетуют: «Вот, я грешник, Богу я не нужен». Вот как раз ты Ему и нужен! Именно к тебе, грешнику, Он и пришёл, именно ко Христу и нужно тебе идти, чтобы Он воскресил, исцелил, оживотворил, спас. И, в этом смысле, эта притча, как и все последующие притчи, и предваряющая неделю Великого поста, и притчи Великого поста, и слова Великого поста, и песнопения Великого поста, и Канон покаянный Великого поста — все они вселяют в грешного человека надежду: я могу быть помилован, прощён и спасён. Ибо это и есть цель Христа, Который пришёл именно грешников спасти.
Но, вот, мы смотрим: кто такой Закхей? Мы видим, что он, как сказано, был человеком, начальствующим над мытарями, человеком богатым. То есть, кроме того, что он был грешником, ибо сбор налогов и в лучшие-то эпохи связан с грехом, — а в ту эпоху, да ещё и в стране, оккупированной римскими войсками, и подавно было так, — ибо человек, собирающий налоги, всегда связан и с насилием, и с грубостью, жестокостью, немилосердием, — да и сам он богатство себе сколотил именно тем, что был немилосерден, ибо жил он на то, что брал у других, брал силой, и жестоко. И поэтому все по-настоящему гнушались мытарями, не столько как людьми жестокими и немилосердными, но необходимыми, сколько как людьми, служащими оккупационному режиму, теми, кто собирает налоги не для своего народа; они, как полицаи в Великую Отечественную войну, не пользовались любовью и поддержкой народа. В сущности, кроме того, что он сам — подлец и негодяй, и жадина, и вор, — он ещё и предатель. И, тем не менее, он, этот плюгавенький человечишка, который, слыша, что в город пришёл Христос, бежит и ищет, как бы Его увидеть. Строго говоря, он может пригласить Его к себе в дом; он может придти к Нему и задать Ему вопрос — чего ему бояться? Он — в своём городе, на своей территории, и достаточно властен и богат, чтобы Христу задать любой вопрос, поставить Его перед любой самой сложной проблемой, — но он хочет хотя бы увидеть Его, он сознаёт своё недостоинство стоять перед Христом, видеть Христа вот так — глаза в глаза, — но так хочется поглядеть на удивительного проповедника, — и он унижая свой статус и достоинство, влезает на дерево, поскольку из-за своего маленького роста он не мог увидеть Христа, а встать перед Ним лицом к лицу боится.
Вот это — самое начало покаяния. А ведь он мог сидеть дома, сказав себе: «Ну и подумаешь — Христос! Мало ли их ходило, этих проповедников! Что Он мне скажет? Да и, в конце концов, разве я не знаю, что я — грешник? Знаю! Ну, обличит Он меня; ну, скажет о моих грехах — эка невидаль! Чего я не видал? Совесть-то у меня давно сожжёная!»
Но нет! Он не только ищет Христа, он смиряется, идёт на невозможное для того, чтобы Его увидеть. Вот это чувство, это удивление, эта детская непосредственность: прибежать и заглянуть — является дверью, открывающей Закхею путь ко спасению. Кажется — обычная реакция, — нет! Миллионы людей в подобной ситуации и делали, и делают, и будут делать так: «Что мы не видели, что мы не слышали в Евангелии? Кто такой Христос? Да, Он — отличный проповедник, пришёл учить о добрых делах, нравственности и любви — всё это мы слышали, всё это старо — как жили, так и будем жить, не собираясь исправляться. Ведь фарисеи именно так и говорили: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?» И если ходили они за Христом, то только для того, чтобы вознегодовать, осудить и распять Его. И сейчас сытые христианские люди порой сидят, и сердце их не колеблется, когда они слышат слово о Христе: «Ха, — мы уже слышали! И такого проповедника слышали, и это я уже читал! И даже уже и по-гречески и по-еврейски знаю, как это звучит! И молитву «Отче наш» я слышал даже по-арамейски, — да, звучит красиво!» — Послушал — и пошёл дальше.
У нас не просыпается сердце, как у того грешника, который побежал и залез на дерево, чтобы поглядеть на Христа. Мы привыкли кичиться и превозноситься, а не лазить по деревьям, не заглядывать в окна храмов, не пытаться узнать, поглядеть хотя бы из любопытства: а что такое тут происходит в церкви? Мы приходим уверенно, открываем дверь смело, а не прокрадываемся, — не сознавая, имею ли я право, а могу ли я здесь быть? А можно ли мне?.. У нас нет такого. Мы уверенно встаём перед Лицом Бога и — как в годы революции — лузгая семечки, готовы слушать любую проповедь, которая нас не трогает и не волнует. Мы проходим мимо той возможности, которая бы открыла нам милосердие Христа. Надо сознавать, что место это святое, а я — человек грешный, и по этому святому месту ходит, и в этом святом месте живёт Некто Единственный, Кто может мне простить всё, что я сделаю; Некто, Кто может меня исцелить, Некто, Кто может мне вернуть мой потерянный человеческий облик, вернуть мне достоинство сына Божьего. И человек должен приходить сюда именно так: крадучись — сознавая, что он как бы и не должен здесь быть: кто я такой, так много нагрешивший?.. Но Ты, Господи, говоришь такие удивительные слова о помиловании грешников, — Господи! Я — тот грешник, я — тот Закхей, дай мне напитаться Твоей жизнью и дай мне Твоё спасение!
Ну, и последнее, что не перестаёт нас удивлять, — это поведение Христа на трапезе, которую у себя в доме устраивает Закхей Ведь это же совсем на нас не похоже. Нет, мы тоже можем прийти ко грешнику в дом, но есть мы там не будем и пить мы там не будем, тем более, если пост. Мы всем видом покажем ему, что мы его судим, что он – ничтожество, что он – жалкое существо. И мы пришли сюда, оказывая ему великую честь и благодеяние. А в конце ещё и слово скажем: «Ну, что, грешник окаянный, долго так жить будешь? Когда, наконец, в церковь придешь? Сколько раз тебе говорить уже, что твоя жизнь бессмысленна, пока ты в церковь не придешь? А уходя, плюнуть мысленно ему на порог: ноги бы моей здесь не было. Ведь, по сердцу-то, мы так ходим. И не то, что к Закхею — к обыкновенным людям нашим — детям, внукам, мужьям, женам, родителям – ведь мы приходим, и с порога начинаем: ну что, когда пойдешь в храм? Когда ты, наконец, покаешься? Когда за ум возьмешься? Сколько тебе можно талдычить?
Но, ведь, Христос ни слова не сказал. Он пришел — и просто ест и пьет. Это – совесть Закхея сыграла от Его присутствия. Он-то знает Кто перед ним. Он-то знает, что это – совершенный безгрешный Человек и Он им не возгнушался, и к нему, грешнику, пришел. Им народ-то гнушается. Фарисеи к нему не заходят. А Этот, неизмеримо лучший и народа, и фарисеев — не возгнушался и пришел. И вот это пробуждение совести, эта безукорная Любовь, это щедрое Сердце, вкушающее с ним за одним столом и привело его к покаянию. И сколько нам святые отцы говорят: не укоряй, не злословь, не пили ты человека, не надо его есть поедом – просто живи с ним, люби его, обнимай его, заботься о нем, смотри ему в глаза и говори ему добро: «Я люблю тебя, сын мой, я люблю тебя, дочь моя. Я так радовался, когда ты родился, я был счастлив, когда услышал первый твой крик. Я бесконечно рад и горд, что у меня такой сын, что у меня такие родители, что у меня такой муж или такая жена,» – вот, что нужно говорить, вот что нужно чувствовать. И тогда ко Христу придут люди – много, много, много людей – потому что они почувствуют искреннюю любовь в наших словах. А мы только и умеем, что укорять, обвинять и злословить. И нет у нас самих ни любви, ни щедрости, ни милости. И мы погибнем так же, как и те, которых мы судим. Ибо тот, кто судит, таким же судом и будет судим. Но Христос-то пришел призвать нас к покаянию, чтобы обратилось сердце наше и научилось любить. Ибо любовь и есть жизнь. Аминь.
По материалам сайта www.корепанов.рф.