vtem news stack

В ДПИКЦ «Достояние» прошла лекция-моноспектакль \r\n«Лето в Богимове»: к 120-летию со дня смерти А.П.Чехова

17 декабря, в рамках информационно-просветительского проекта «Их именами славится Калуга!», посетителям ДПИКЦ «Достояние» при храме в честь Рождества…

Подробнее...

vtem news stack

Воскресные богослужения 25-й недели по Пятидесятнице и памяти иконы Божией Матери «Герондисса» совершены в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги

Вечером субботы, 14 декабря, в канун 25 - й недели по Пятидесятнице и памяти иконы Божией Матери «Герондисса» иерей храма Максим Картуесов совершил Вс…

Подробнее...

02 мая 2024 года, вечером четверга, в канун Великой Пятницы Страстной Седмицы, посвященной воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено вечернее Богослужение - Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Ольги Фомичевой.
Главная особенность этого Богослужения – чтение 12 евангельских фрагментов, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Слушая слова Евангелий, верующие мысленно прослеживают путь Спасителя, начиная от молитвы в Гефсиманском саду до Голгофского распятия.
Страстные Евангелия:
1. Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них (Ин 13:31-18:1).
2. Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны (Ин 18:1-28).
3. Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра (Мф 26:57-75).
4. Страдания Господа на суде у Пилата (Ин 18:28-40, 19:1-16).
5. Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие (Мф 27:3-32).
6. Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания (Мк.15:16-32).
7. Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть (Мф 27:34-54).
8. Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника (Лк 23:32-49).
9. Слова Спасителя

с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении (Ин 19:25-37).
10. Снятие тела Господа с Креста (Мк 15:43-47).
11. Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя (Ин 19:38-42).
12. Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба (Мф 27:62-66).
При каждом чтении присутствующие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий.
После Службы верующие совершали поклонение установленному в центре храма Распятию, перед которым совершалось чтение, и, по благочестивому обычаю, уносили огонь в лампадках, зажженных от свечей, горящих вовремя чтения Евангелия, в свои дома.
***
Протоиерей Артемий Владимиров.
Проповедь после Утрени с чтением Двенадцати Евангелий в Великую пятницу.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, мы с вами свершили утреню Великой и Страстной Пятницы, и свечи наши остались возжженными после того, как Евангельское слово возвестило нам о долготерпении смиреннейшего Спасителя, вкусившего всю полноту страданий ради искупления нас, грешных: предательство одного из ближайших учеников, предание в руки неистовых иудеев, отвергшихся своего Мессии, а затем – жестокосердных римлян. Поругания, заушения, оскорбления, избиение, темничное заключение, лукавство Пилата, неистовые вопли толпы: «распни, распни Его!» И, наконец, несение Креста и распятие на Нем.
Не потушив свечи после двенадцатого чтения, мы, по обычаю, донесем этот святой четверговый огонек до наших жилищ, дабы внести туда свет Евангельский, принести туда благодать, обильно изливающуюся в эти дни в Церкви Божией. И шествие в сумерках, в ночи, православных христиан с возжженной свечею глубоко символично: чем непроницаемее тьма и мрак богоотступления и забвения заповедей, тем ярче благодать Господня светит в боголюбивых, преданных и любящих Мать-Церковь душах. В этот вечер над нами с буквальной точностью сбываются слова Господа: «да просветится свет ваш пред человеками, да видя вас и дела ваши, они прославят Отца вашего, иже на Небесах». Сегодня над нами сбывается и еще одно веление Господа: «да будут светила ваши горящими, а чресла препоясанными подвигом поста и воздержания. Сегодня все мы, недостойные, уподобляемся мудрым девам, которые выходят в полунощи в сретение, навстречу Жениху, и, в то время, как мир погружен в глубокий сон забвения заповедей, закона Господня, малое стадо учеников бдит, не спит, молится и разносит во все уголки Вселенной памятование о Христовых страданиях и Его спасительном Воскресении.
Для нас этот огонек – отображение искры благодати Божией, возженной в час крещения десницей Христовой в нашем сердце; это – огонек веры – теплой, живой, зрячей и горячей, согреваемые которой, мы храним себя от скверн мира, лежащего во зле. Одна вера во Христа, Который – «Путь, Истина и Жизнь» уберегает нас от слияния с миром, его пороками и страстями. Посмотрите на не верующих в Бога, не покоряющихся Евангелию – есть ли у них какое либо ощущение опасности своего положения – в то время, как многие несчастные запутаны в силках блуда, злобы житейской, гордости, сребролюбия и прочих пороков. Нет – слепотствующий мир, угасивший светильник веры, и не печется о будущности, и знать не хочет приближающегося конца мира, думает вечно свершать эту страшную пляску жизни, более напоминающей смерть. А христиане не таковы. Огонек веры, освещающий их сознание, высвечивает им все призраки и ужасы смертных грехов, мутным потоком заливших землю. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» – говорит наш народ, и действительно, путь лучше мы будем, сокрывая в уме и в сердце эту свечу веры, с Единым Богом беседовать, чем участвовать в общем безумии, «вальсингамовом[1] пире», который охватил всю Вселенную.
Для нас этот огонек есть огонек любви Христовой. Действительно, любовь Божия горяча. Лучи ее, распространяясь в Церкви Божией, согревают всякое, даже самое немощное и убогое, создание Божие. Посмотрите, как холоден нынешний мир, называющий любовью то, что противоположно ей: похоть, своекорыстие, растление. И мы с вами – свидетели того, как уходит из мира благодатное тепло любви Божией: как каменеют сердца, улыбки становятся хищными, агрессивными, опасными. Однако, несмотря на умножающееся беззаконие, от которого сегодня даже детей никто не бережет, мы призваны черпать от Христа, стоя у Его Креста, лобызая Его стопы, Его ребро прободенное, теплоту подлинного милосердия, сострадания, жалости и любви, ради которых еще стоит на своих подгнивших основаниях мир. И как мы слышали сегодня в Святом Евангелии, теплота любви, обымающая сознание, мысли, чувствования, распространяющаяся через слово, чрез очи христианина, а особенно – чрез живые действия помощи; теплота любви является отличительным качеством, светлой печатью истинного Христова ученика, и если эта теплота таинственно присутствует, если умножается через подвиг покаяния и доброделания, значит, и Христос почивает в сердцах верных. Если же души холодеют, каменеют в своем эгоизме, себялюбии, подавляясь призраками чувственных удовольствий, пристращаясь к земным благам – значит, и Христос невидимо удаляется из этой «Гергесинской страны», оставляя несчастных жителей пасти свиней». Но где Бог присутствует, там обязательно выявится так или иначе: в тайной молитве за ближнего, участливом стремлении выслушать его, в желании помочь ему, – выявится любовь, являющаяся светлым одеянием Божества.
И, наконец, для нас этот огонек есть всегдашнее напоминание о великости страданий, которые претерпел за каждого из Своих учеников наш Искупитель. Памятование о спасительных Страстях чрезвычайно важна для нравственной жизни христианина, потому что чрез чтение Евангелия страстнóго, чрез воспоминание о венце, уязвившем главу Спасителя, о копье, прободшем Его ребро, душа согревается и верой, и любовью. Страдания Спасителя являют нам, забывчивым и маловерным, полноту милости Человеколюбца Бога к Своим созданиям. Ибо Христос пострадал единственно из любви к нам, Его погибающим творениям. Вот почему этим огоньком на притолоках копотью изображаем крест – знак страданий Спасителя, и сила этого креста блюдет и охраняет наше жилище от темной силы, от негодных людей, если мы в сердце своем сохраняем и умножаем и веру, и любовь, и молитву к Страждущему, Распятому, вкусившему за нас смерть и Воскресшему Спасителю.
Будем исходить, братья и сестры, из Божьего храма, бережно прикрывая этот огонек от ветра, от случайного дуновения, дабы донести его до жилища. Таково и шествие христиан в этом холодном и жестоком мире к Царству Христа, к Его Страшному Суду, где души православных будут сиять нерукотворным светом, и светоносность сердца, возгревшего веру, любовь и молитву, и будет свидетельством того, что человек возлюбил Христа, исполнил Его заповеди, уподобился Ему, позволил благодати Христа вселиться в его сердце, очистить преобразить и освятить этой благодатью нашу природу. Итак, будем свершать с осторожностью, благоразумием наше земное короткое странствование, дабы с возжженным светильником веры, молитвы и любви предстать пред Христом Господом в час воздаяния каждому по делам его, а Пасха Господня – ныне Крестная, а через день – Светлая и Светоносная Пасха – есть предварение Страшного Суда. И посему мы, имея доброе произволение, не останемся в эти дни с темной, потухшей свечей ума и сердца, но Господь, видя наши малые труды, наши бессильные потуги, наше старание, маленькое страдание, конечно же, прикоснется, и уже прикоснулся к сердцам учеников Своих, в которых возгорелась нерукотворная лампада внутренней тайной молитвы, живой веры, позволяющей нам безбедно миновать все призраки и ужасы земной жизни, и той любви, которая лучше, чем что-либо иное свидетельствует об искренности нашей веры, о глубине наших убеждений. Аминь.
Примечания:
[1] Вальсингам - герой трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы", председатель, "идеолог" пира.
По материалам сайта www.hram-ks.ru.

Икона дня

Календарь

Меню

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 40 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте