Показ фильмов кинофестиваля «Встреча» в Никитском храме г. Калуги.
С 16 по 21 февраля в Калужской области прошел XII Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча».
Темой фестиваля в год определенный президентом РФ как год экологии стало «Красота сотворенного Богом мира средствами киноискусства».
В рамках фестиваля было показано 80 конкурсных и 75 внеконкурсных фильмов. Прошли «круглые столы» и конференции, творческие встречи с известными актерами и режиссерами, мастер классы и паломнические поездки в монастыри Калужской области.
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в библиотеке храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги прошел показ фильмов-участников к/ф «Встреча». Просмотр был открыт вступительным словом президента кинофестиваля – монахиней Софией (Ищенко). Далее, по окончании просмотра протоиерей Алексей Пелевин – настоятель Никитского храма сказал слова благодарности матушке Софии, а также подчеркнул важность подобных мероприятий.
Воскресная школа Никитского храма приняла участие в XII Пасхальном театральном фестивале.
С 1998 года в рамках программы «Православие, культура и дети» по благословению Климента Митрополита Калужского и Боровского ежегодно в Калужском ТЮЗе проводится областной Пасхальный театральный фестиваль.
17 апреля состоялось открытие XII областного Пасхального театрального фестиваля, посвящённого Светлому Христову Воскресению «Пасха! Господня Пасха!».
Фестиваль по традиции открыл Климент, Митрополит Калужский и Боровский.
В фестивале приняли участие учащиеся воскресных и общеобразовательных школ, коллективы из домов детского творчества всех районов Калужской области с постановками, имеющими христианскую направленность.
При Никитском храме начала работу продовольственная лавка,
в которой можно приобрести свежий хлеб и хлебобулочные изделия, монастырские продукты, домашние: молоко, сметану, яйца, творог, сыр, сливки, масло, мед, а также чай, кофе и прохладительные напитки.
Вход со стороны сквера по ул. Карпова.
Время работы
с 8.30 до 18.00
Никитский храм принял участие в VIII фестивале «Медный ветер».
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента с 21 по 30 апреля в Калуге пройдет Восьмой Калужский Пасхальный фестиваль колокольного звона "Медный ветер". Открытие пасхального фестиваля колокольного звона «Медный ветер» состоялось 21 апреля в храме Иоанна Предтечи в Калуге. В рамках фестиваля прошли мастер-классы, а также работала школа звонарей. За десять дней фестиваля в храмах Калуги и области прозвучали и прозвучат колокольные перезвоны, будут проведены мастер-классы, а также пройдут службы и молебны. Последний день фестиваля завершится в Свято-Троицком соборе Калуги ансамблевыми выступлениями "Красный звон", импровизациями, мастер-классами на колокольне и на малой учебной звоннице. В рамках фестиваля также принял участие храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги и его звонарь – Дмитрий.
Завершится фестиваль 30 апреля в Свято-Троицком кафедральном соборе вручением дипломов участникам.
Православный колокольный звон
Начато возведение сруба храма – часовни в честь иконы Божией Матери «Целительница»
После освящения основания храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Целительница» на территории Детской городской больницы г. Калуги было начато возведение деревянного сруба.
Финансовых средств на полноценное продолжение работ не хватает, в связи с этим обращаемся к Вам с просьбой помочь строительству храма. Это можно сделать либо, принеся денежную сумму на лавку ответственного за строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги по адресу Ленина, 106 с пометкой: «на храм иконы Божией Матери «Целительница»». Либо перечислив сумму на счет храма
Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших.
Во вторник Фоминой седмицы (25 апреля) совершалась служба с поминовением усопших - этот день также известен под названием Радоница,
Накануне вечером в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги настоятелем – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Дмитрия Новикова, иерея Максима Коновалова при диаконах Дмитрии Агулине и Вадиме Роговцеве было совершено уставное вечернее Богослужение. По окончании была совершена Пасхальная панихида.
В сам день праздника по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил иерей Дмитрий Новиков при диаконе Дмитрии Агулине. Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Коновалова при диаконах дмитрии Агулине и Вадиме Роговцеве. В завершении Литургии была совершена панихида и произнесена проповедь о значении Пасхального поминовения усопших.
Также Богослужения прошли в храме святителя Николая в д. Чижовка. Богослужения совершал иерей Алексей Дорохин.
Некогда один подвижник Киево-Печерской лавры в день святой Пасхи пришел в знаменитые пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: «Христос воскресе!». – «Воистину воскресе!», – услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов – граждане Небесного Царствия.
Сегодня и мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших – Радоницы – тоже дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ.
Одним из таких ответов была жизнь и смерть одного из почивших подвижников Псково-Печерского монастыря архимандрита Антипы, память которого мы тоже отмечаем сегодня в день его тезоименитства.
Отец Антипа пришел в монастырь после войны. Ему, как и немалому числу солдат и офицеров, Господь помог остаться в живых, отвел смерть и Сам призвал к монашескому служению. Такое же великое событие – спасение Богом от смерти во время войны и призвание к монашеству – было и в жизни наместника монастыря архимандрита Алипия. Отец Антипа стал духовным сыном схиигумена Саввы. Он много лет подвизался в обители, был чрезвычайно добр, всегда и ко всем приветлив и никто не видел его даже сердившимся, несмотря на то, что каждый день множество людей приходили к о. Антипе на исповедь, за советом. А по ночам батюшка принимался за самое заветное свое дело – молитву (более всего он любил читать Псалтирь и акафисты) и нескончаемое поминовение синодиков – живых и умерших. Он говорил нам, молодым послушникам, насколько важно церковное поминовение: «Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».
Отец Антипа был начальником «Неусыпаемой Псалтири». Если случалось, что кто-то по болезни или по послушанию пропустит урочный час чтения Псалтири (а молитва не прекращалась ни на час), то отец Антипа сам читал Псалтирь и поминал по синодикам вместо отсутствующего монаха. Да и у самого у него ночью было, кажется, четыре часа чтения Псалтири.
Еще он от всего сердца молился за людей, когда читал акафисты. За особыми акафистными богослужениями этих акафистов заказывали много, иногда по 12-15. Многие монахи не очень любили эти продолжительные службы: длинные акафисты, а потом бесконечные записки с именами… Но отец Антипа весь сиял на этих долгих и тяжелых службах: настолько он радовался и чувствовал, как важны для живых и усопших церковные молитвы.
Но вот пришел день, когда отец Антипа уже не мог подниматься по длинной лестнице на гору, где стоял монастырский Михайловский собор. Батюшка совершал свою последнюю службу со слезами. Плакали и прихожане, потому что очень любили о. Антипу и жалели, что больше не будет на акафистах такого молитвенника. А отец Антипа скорбел еще и потому, что лишался возможности читать свои любимые акафисты. Дело было в середине 80-х годов, акафистники тогда не издавались – служили по переписанным в тетрадках текстам. И чемоданчик с акафистами, который долгие годы был почти всецело в распоряжении о. Антипы, теперь переходил к другим служащим священникам.
В конце этой грустной службы в храм зашла группа иностранных туристов. Они постояли недолго, но прежде чем уйти одна из женщин вынула из сумочки какую-то книжку, показала ее издалека о. Антипе и положила на солею. Когда отец Антипа покидал храм, провожаемый плачущами прихожанками, он взял книгу… Это оказался акафистник на русском языке, изданный в Брюсселе. Господь за огромную любовь отца Антипы к людям, за подвиг его молитвы за живых и умерших так утешил батюшку. Помнится, и в келии и на Святой горке о. Антипа сидел на скамеечке с этим акафистником, надев большие очки, и как первый раз, сосредоточено, усердно молился, а потом, после каждого акафиста или кафизмы, читал свой огромный истертый синодик.
Перед смертью о. Антипа слег. Его исповедовали и причастили. Но в самый, кажется, день смерти он нашел в себе силы подняться и придти в пещеры на могилу своего духовника отца Саввы. Он взял с собой крест и Евангелие, исповедовался своему умершему духовнику, попросил его напутственных молитв в дальний путь, и вернулся в лазарет умирать сам.
Когда я приехал из Москвы в Печоры на его похороны, то с удивлением не нашел его гроб в водосвятной часовне, где всегда читают Евангелие и Псалтирь над умершим. Часовню ремонтировали, а гроб с телом о. Антипы по благословению о. Наместника поставили в пещерах. Он стоял прямо у могилы схиигумена Саввы, с которым отца Антипу долгие годы не могла разлучить даже смерть. Теперь же они и мощами, и духом были вместе. Я говорю «мощами» не потому, что раньше церковного прославления можно объявить кого-то святым, просто умершее тело всякого православного христианина в Церкви называют мощами.
Так жизнь и смерть замечательного подвижника, ныне поминаемого архимандрита Антипы, являет нам благословение Божие на усердное поминовение усопших, которое необходимо не только умершим, но и нашу собственную душу возвышает и исцеляет. Являет нам его жизнь и смерть и ответ на сегодняшнее: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!», обращенное к усопшим. Воистину воскрес Христос, Который «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй», утверждает нас в вере в жизнь будущего века – истинную цель нашей земной жизни. Аминь.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Состоялось открытие XXXVIII областной выставки детского творчества "Пасха, Господня Пасха!"
17 апреля 2017 года, в 13.00, состоялось торжественное открытие XXXVIII областной выставки детского творчества, посвященной Светлому Христову Воскресению «Пасха, Господня Пасха!».
Выставку открыли: митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии; заместитель министра культуры и туризма Калужской области А.В. Оксюта; заместитель Городского Головы Моисеев Юрий Евгеньевич.
В выставке приняли участие протоиерей Алексей Пелевин, учащиеся воскресных школ, детских школ искусств, детских садов, общеобразовательных школ, детских подростковых центров всех районов Калужской области (более 100 коллективов).
В субботу Светлой седмицы в Никитском храме прошло праздничное Богослужение.
22 апреля, в субботу Светлой Седмицы в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги иереем Алексеем Дорохиным при диаконе Дмитрии Агулине и диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия. На сугубой ектенье были зачитаны молитвы о мире на Украине. Затем клириками храма во главе с настоятелем – протоиереем Алексеем Пелевиным был совершен Пасхальный крестный ход, по завершении которого была прочитана молитва на раздробление Артоса. По окончании Богослужений каждый прихожанин получил частицу Артоса.
Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
В Никитском храме прошел Пасхальный концерт воскресной школы
В воскресенье, 23 апреля 2017 года, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитский/ г. Калуги, по окончании Божественной Литургии силами Воскресной школы храма было организовано Пасхальное представление. На праздничном концерте присутствовали: настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин, Донченкова Галина Михайловна – председатель Общественной Палаты Калужской области, Терехова Наталья Васильевна – член Общественной Палаты Калужской области, председатель комиссии по культуре, а также гости праздника дети и взрослые.
Перед началом торжества, отец Алексей поздравил всех присутствующих с праздником Воскресения Христова. Дети исполнили песни и стихи. Далее был показан спектакль «Пасхальный благовест», по окончании которого все гости получили сладкие подарки.
23 апреля. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Накануне вечером в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин, в сослужении иерея Максима Коновалова, иерея Дмитрия Новикова, при диаконе Вадиме Роговцеве и диаконе Дмитрии Агулине. На полиелее в центре храма перед иконой «Воскресение Христово» духовенство пропело величание Пасхи:
Величаем Тя, живодавче Христе, / нас ради во ад сшедшаго / и с Собою вся воскресившаго.
В сам воскресный день, по традиции, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Максим Коновалов при диаконе Вадиме Роговцеве.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении священника Димитрия Новикова при диаконах Вадиме Роговцеве и Дмитрии Агулине. На сугубой ектенье возносились прошения и молитвы о мире на Украине. Закончилось Божественная Литургия Крестным ходом вокруг храма и чтением Евангелия. Затем настоятель храма протоиерей Алексей произнес проповедь. По окончании Богослужения состоялся детский праздник.
Вечером, 23 апреля в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Алексея Дорохина при диаконах Дмитрии Агулине и Вадиме Роговцеве была совершена вечерня с акафистом Светлому Христову Воскресению. На вечерне был провозглашен великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса». После Евангельского чтениябыли пропеты стихиры Пасхи. В завершение духовенство пропело величание праздника : «Велича́емъ Тя́, Живода́вче Христе́, на́съ ра́ди во а́дъ сше́дшаго и съ Собо́ю вся́ воскреси́вшаго».
Евангелие не таит от своего читателя немощей и несовершенств тех, о ком, наряду со Христом Спасителем, повествуют его строки. Причем не исключительно в тех случаях, когда речь идет о врагах Божиих. Поэтому прочесть в нем можно не только о властолюбии, зависти, лукавстве и злобе начальников иудейских, но и о предрассудках, во власти которых во многом находились еще не просвещенные Святым Духом апостолы. Можно увидеть, как они спорили о первенстве, проявляли маловерие, малодушие, не могли бодрствовать с Учителем своим тогда, когда в этом более всего настояла нужда. Евангелие рассказывает о предательстве Иуды, но не умалчивает и об отступничестве Петра.