01 февраля. Воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее.
Прп. Макария Великого, Египетского (390-391).
Накануне воскресного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма священника Алексея Дорохина. На утрени по 50-м псалме 1-й раз перед Великим постом было пропето:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной Всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Алексей Дорохин. Позднюю Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
В завершении богослужения настоятель поздравил всех верующих с воскресным днем и произнес проповедь на тему воскресного Евангельского чтения.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится
(Лк., 89 зач., 18, 10–14).
«Сегодня мы начинаем богослужебный круг Постной триоди. Святая Церковь готовит нас к Великому посту. В эти недели перед началом поста Церковь, наша любящая Мать, преподает нам сокровища евангельских чтений о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, и слова Христа о Его втором пришествии. Легко увидеть, что все эти места из Священного Писания соедиены вместе для нашей духовной пользы», - сказал в своем слове настоятель.
«Неделя о мытаре и фарисее является первым из четырех воскресных дней, предваряющих Великий пост. Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией (см.: Лк 18, 10-14). В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей — человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь — тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние. Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство.
Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей — отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иными словами, оправданы оба — и мытарь, и фарисей, но мытарь оправдан более фарисея за свое самоуничижение.
В контексте предстоящего Великого поста притча о мытаре и фарисее напоминает о том, что соблюдение поста не должно становиться поводом для гордыни и превозношения. Кроме того, эта притча является напоминанием о смирении как об основании всех добродетелей и о гордыне как о корне всех пороков.
Цель поста—это смирение и более ясное видение своего истинного падшего состояния, «ибо [всякий] возносяй себе смирится. Смирим [же] себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя», - завершил свое пастырское наставление отец Алексей.
Закончился воскресный день вечерним богослужением с чтением акафиста святому вмч. Никите перед ковчегом с частицей его мощей.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/997-01-fevralya-voskresene-nedelya-o-mytare-i-farisee#sigProGalleria563e8d28a7