Prev Next

Воскресная школа храма Рождества Богородицы /Никитского/ г. Калуги совершила паломническую поездку в Москву. 

 

 

По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина 9 января дети, педагоги и родители воскресной школы храма совершили паломничество по монастырям Москвы.

 

Ранним утром паломники заняли свои места в автобусе. Наставляя своих духовных чад, о. Алексей пожелал провести паломничество в молитвах и получить духовное укрепление.

 

 

«На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла столица нашей родины – Москва...», - педагог воскресной школы Ксения Валентиновна начала свой рассказ о возникновении города, его развитии и становлении.

«История Москвы уходит в прошлое на многие века — поселения существовали здесь уже в раннем Средневековье. Однако точная дата основания города неизвестна. Впервые он упоминается  в Ипатьевской летописи: 4 апреля 1147 года князь Юрий Долгорукий принимал своих друзей и союзников в городке под названием Москов. От этой условной даты и ведется официально история столицы, в 1997 году отметившей 850-летие. В XIII веке город, расположенный на перекрестке торговых путей, превратился в центр удельного княжества. Сын Александра Невского, Даниил Александрович стал основателем династии, которая правила сначала Московским княжеством, а потом и всей Русью до конца XVI века. Хотя в XIII-XIV веках город пережил монгольское нашествие, эпидемию чумы и набег хана Тохтамыша, постоянно усиливалось положение Москвы как одного из экономических, политических, религиозных и культурных центров Руси. Князь Иван Калита построил новый Московский Кремль, в правление Дмитрия Донского превратившийся из дубового в белокаменный. К концу XV века при Иване III Великом, вновь перестроившим и укрепившим Кремль, вокруг Москвы объединяется большинство русских земель. В следующем веке внук Ивана Великого, Иван IV Грозный, впервые провозглашает себя уже не князем, а царем Московским и всея Руси (от латинского «цезарь» или «кесарь», то есть император). А в 1589 году в Москве было учреждено Патриаршество. Пережив Смуту в начале XVII века, Москва при первых царях из династии Романовых является столицей огромного государства. Здесь проходит детство Петра I Великого, первого Императора Всероссийского (с 1721 года). Петр перенес столицу в Санкт-Петербург,  но Москва осталась местом коронации императоров, «порфироносной вдовой», по выражению А.С. Пушкина. Как древнюю столицу воспринимал Москву и Наполеон Бонапарт, надеявшийся с ее захватом покорить всю Россию — однако Москва стала непреодолимой преградой, защитившей страну в 1812 году. После революционных событий начала ХХ века Москва возвращает себе статус столицы. Облик города переживает серьезные изменения, утрачивая многое из старого наследия, но приобретая и немало нового — например, уникальный по своей красоте и функциональности Московский Метрополитен. В эпоху Великой Отечественной войны столица вновь стала рубежом обороны во время знаменитой битвы под Москвой. Новое тысячелетие приносит Москве множество преобразований и перемен, зачастую непростых и спорных. Но современная Москва продолжает быть символом нашей страны, объединяющим ее героическое прошлое и великое будущее». 

В познавательной беседе дети и взрослые не заметили, как пролетело время в дороге. Автобус прибыл на Крестьянскую площадь - в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в честь Преображения Господня. Не случайно эта обитель была выбрана педагогами школы одной из первых - монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня. Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

 

В Святой обители паломников встречала Юлия – гид по монастырю. Ее увлекательнейший рассказ о создании, разорении и восстановлении обители завоевал все внимание калужан. Юля – москвичка, прекрасно знающая историю своего родного города, историю обители, смогла «перенестись» вместе с детьми и взрослыми в те далекие времена, когда монастырь расцветал…, когда на его месте был концлагерь…, когда он вновь стал местом молитвы и духовности…

 

«В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы - реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня. Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль)1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Однако, чудотворный Образ исчез с приходом в монастырь большевиков. И, к сожалению, до сих пор не найден.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. В 1764 году при Екатерине Второй последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы.

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены. С начала 50-ых годов 19-го века и до конца 70-ых настоятелем монастыря был архимандрит Агапит Введенский - известный в то время аскет и друг святителя митрополита Московского Филарета. Управление этого настоятеля замечательно тем, что им был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

В 1913 году - в год 300-летия дома Романовых - Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери - покровительнице царственной фамилии.

В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных». С ужасом и состраданием калужане смотрели на тот внутренний дворик монастыря, где происходили расстрелы заключенных. «В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещенийВ 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва».

 

Со времени Крещения Руси русский народ с особым благоговением и любовью почитал Царицу Небесную и посвящал храмы и святые обители праздникам, связанным с главными событиями Ее земной жизни. В них на протяжении всего года за Божественной литургией звучал праздничный тропарь, возвещавший молящимся о глубинной сущности праздника. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы всегда был любим на Руси за ту тихую, светлую и проникновенную радость, которая рождается в сердце православного христианина при воспоминании о нем, поэтому Богородице-Рождественские храмы появились на Руси еще в домонгольский период. В этих храмах на протяжении всего года за каждой Литургией слышны исполненные радости слова праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней».

Поэтому далее путь паломников из Калуги лежал в Богородице - Рождественский женский монастырь Москвы, где калужан уже ждала мать Сергия. Ознакомление с монастырем началось с собора Рождества Богородицы (1501-1505 гг.), который является памятником архитектуры. Здесь, у центрального придела, монахиня рассказала об основании обители и ее святынях.

«Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на ров» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» — арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь постригли в монахини великую княгиню Соломонию, которая страдала бесплодием». Специально для калужан мать Сергия открыла «сестринский придел», освященный в честь Сошествия Святаго Духа, закрытый для прихожан и где происходит монашеский постриг.

Мать Сергия рассказала паломникам, что история монастыря неразрывно связанна с Царственными особами, которые не оставляли обитель без внимания. «Жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 годов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло молнией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию». И сегодня дети и взрослые смогли не только увидеть главные монастырские святыни, но и помолиться перед ними – это Казанская и Боголюбская иконы Богоматери, образ Николая Чудотворца, парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной.

Заканчивая свой рассказ, мать Сергия пригласила калужан в Трапезную с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов), туда, где служил праведный Иоанн Кронштадский. Дети и взрослые поднимались по ступеням храма с замирающим сердцем: ведь именно здесь, точно также по этим ступеням поднимался святой праведный Иоанн…

 

После увлекательной экскурсии, молитвы и душевного умиротворения все отправились в монастырскую трапезную. Специально для паломников из Калуги был приготовлен вкуснейший обед.

 

Попрощавшись с обителью и сестрами, паломники отправились на подворье Пюхтецкого Успенского женского монастыря. Сам монастырь находится в Эстонии и имеет удивительную историю. «Богородицкая гора, на вершине которой расположен Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь, издревле носила название Куремяэ (эст. – Журавлиная гора). Еще в XII-XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллин). В те далекие времена возникли в этом районе первые русские поселения. С XIII века с экспансией крестоносцев началась католизация края. И все же часть населения оставалась верной православию, искала в нем поддержку. В ХV столетии здесь были мученики за православную веру. В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер Никольской церкви Исидор с 72-мя прихожанами были схвачены на реке Омовже во время крещенского водосвятия, заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед в той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот, в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Божия Матерь.

По свидетельству летописи XVI века более четырех веков назад в Куремяэ было знамение. Ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую... На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора. Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым. Он не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Он также почитается святым, и всяк сюда приходящий пытался отщепить от него хотя бы кусочек коры. Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда. А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня. На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход.

При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский».

 

И здесь калужан ожидал радушный прием. Для сестер подворья дети пропели Рождественские колядки, рассказали стихотворения. В свою очередь мать Феоктиста задавала ребятам рождественские загадки. Задорно и весело детишки находили на них ответы, чем порадовали сестер монастыря.

 

А далее последовал увлекательный рассказ о храме «Никола в Звонарях», где именно сейчас находятся калужане и где в 1996 году было основано подворье Пюхтецкого женского монастыря. «В начале XVII века на этом месте находился "Убогий дом", а при нём деревянная церковь Николы Божедомского, заменённая около 1657 г. каменной. Рядом располагалась Звонарная слобода, где селились звонари и сторожа кремлевских соборов и церквей. Переулок, куда выходит одной стороной храм, до сих пор носит название Звонарский. 
До наших дней сохранилась церковь постройки 1762-1781 гг. архитектора Карла Бланка. Она возведена на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, чья усадьба располагалась неподалеку, на берегу реки Неглинки. Примыкающие по сторонам к колокольне небольшие пристройки и ограда церковного участка возведены в конце XIX в. Часовня во имя Иоанна Крестителя поставлена во дворе храма в 2003г. 
В 30-е годы храм был закрыт и оборудован под склад, а позднее передан Московскому архитектурному институту, там располагалась кафедра рисунка. 
В 1996 году Патриарх Алексий II принял решение о создании в Москве подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, находящегося в Эстонии, в качестве храма московского подворья была избрана церковь Николая Чудотворца в Звонарях». 

Дети и взрослые помолились у наиболее почитаемых святынь храма — иконы «Успение Божией Матери» и иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая была спасена в годы разорения храма одной из прихожанок, передана Пюхтицкому монастырю, а при создании подворья монастыря в Москве возвращена обратно в церковь. 

И как не хотелось, но пришло время прощаться.

На прощание сестры монастыря преподнесли в дар калужанам святые просфоры.

День подходил к концу. Наверное, можно было бы возвращаться домой. Но побывать в Москве и не прогуляться по Красной площади!? Тем более, что от подворья Красная площадь была в сего в десяти минутах ходьбы.

Красная площадь — главная и наиболее известная площадь Москвы, расположена в Китай-городе, у северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой иВасильевским спуском к Кремлёвской набережной. К западу от неё находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — Покровский собор (храм Василия Блаженного). Доехав до набережной на автобусе, паломники принимают решение до Красной площади идти пешком. И как оказалось, решение было не напрасным. Только покинув автобус все устремили взгляд на Москва-реку, по которой плыл, залитый огнями, теплоход. Зрелище было прекрасным! Путь до Красной площади прошли вдоль Кремлевской стены, любуюсь величаем ее башен и красотой, сияющей в вечерних огнях, Москвой. Вечерняя Москва -  свет неоновых огней! Это ни с чем не сравнимое видение. Именно в такие моменты жизни понимаешь и восхищаешься красотой Божьего мира. Ведь всю эту красоту и великолепие создал Господь!

Обойти всю Красную площадь у калужан просто не было возможности – для этого не хватит и одного дня! 

 

Дети и взрослые посетили собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Сфотографировались у
памятника Минину Пожа?рскому — скульптурной группы из бронзы, созданной Иваном Мартосом, расположенной перед Собором Василия Блаженного.

Государственный Исторический музей (Исторический музей); до 1917 года Императорский Российский Исторический музей имени Императора Александра III (до 1881 — Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича) — крупнейший национальный исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве. Собрание музея отражает историю и культуру России как многонационального государства с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Но сегодня, к сожалению, паломнки только сфотографировались на память.

В Казанском соборе (главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери) уже началось вечернее богослужение. Калужане помолились, поставили свечи, приложились к образу Божией Матери, заказали требы.

Выйдя через Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города — сооружением между зданием Городской думы и Историческим музеем, паломники направились на набережную к своему автобусу. Время позднее, пора было возвращаться домой.

В этот зимний день, умиротворенные и немного уставшие паломники из Калуги возвращались домой!

Благодарим за организацию паломнической поездки настоятеля Никитского храма и духовника воскресной школы протоиерея Алексея Пелевина!

 

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 234 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте