7 января. День празднования Рождества Христова.
7 января утром в день празднования Рождества Христова в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги Божественную Литургию совершил клирик храма священник Димитрий Новиков.
По окончании Божественной Литургии в центральной части храма перед чтимой иконой Рождества Христова был совершен праздничный молебен. В завершении богослужения верующим были зачитаны Рождественские послания Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и главы Калужской Митрополии митрополита Калужского и Боровского Климента.
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Ко всем вам, проживающим в разных странах, городах и весях, но составляющим Единую Русскую Православную Церковь, обращаюсь я в сию святую ночь и от души поздравляю с мироспасительным праздником Рождества Христова. Сердечно приветствую вас, дорогие мои, и молитвенно желаю, чтобы мы все исполнились духовной радостью от совместного участия в этом великом торжестве и насладились пиром веры, как сыны и дщери Божии и друзья Христовы (Ин.15, 15).
Ныне созерцая тайну Боговоплощения, мы стремимся понять, каков смысл события, произошедшего две тысячи лет назад в Вифлееме, и какое отношение оно имеет к нам и нашим современникам.
Святой апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4, 4-5). А что же предшествовало этой полноте времени? Вся история человечества до Рождества Христова по сути есть история поисков Бога, когда лучшие умы пытались понять, кто же является источником той сверхъестественной силы, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек.
На пути богоискательства люди, пытаясь обрести истину, впадали во всевозможные заблуждения. Но ни примитивный страх человека перед грозными явлениями природы, ни обожествление природных стихий, идолов, а порой и самого себя, ни даже те немногие прозрения, которые озаряли философов – язычников, не привели людей к истинному Богу. И «когда мир своею мудростью не познал Бога» (1 Кор. 1,21), Он благоволил Сам снизойти к людям. Духовными очами мы созерцаем великую благочестия тайну: Творец уподобляется творению, принимает природу человеческую, претерпевает унижение, умирает на кресте и воскресает. Все это превосходит человеческое понимание и является чудом, раскрывающим полноту Откровения Бога людям о Самом Себе.
Христос родился – и мир обрел надежду, Христос родился – и любовь царствует вовеки, Христос родился – и небо преклонилось до земли, Христос родился – и Вифлеемская звезда указует неложный путь к Богу, Христос родился – и никто да не верит в торжество зла, ибо мы спасены благодатью через веру, и сие не от нас, Божий дар (Еф. 2,8).
Ожидая и предвидя пришествие Мессии, пророк Исаия восклицает: «С нами Бог!» (Ис. 8, 10). Его богодухновенные слова и поныне являются источником неизреченной радости для миллионов христиан. Родившись в Вифлееме, Господь рождается в наших сердцах и пребывает с нами, если мы храним верность Ему и основанной Им Церкви. Он с нами, когда мы творим добрые дела. Он с нами, когда мы помогаем ближним. Он с нами, когда мы сострадаем и сочувствуем. Он с нами, когда мы примеряем враждующих. Он с нами, когда мы прощаем и не помним зла. Он с нами, когда мы молимся и участвуем в Церковных Таинствах, наипаче же – в Таинстве Благодарения, Святой Евхаристии.
Праздник Рождества Христова говорит нам о самом главном: мы призваны научиться любить Бога и служить Ему, нашему Спасителю, Тому, Кто даровал это спасение всем народам и на все времена, Кто и ныне простирает Свои объятия к каждому из нас. Обретая навык истинного почитания Бога и благоговейного предстояния пред Ним, мы вместе с тем научаемся служить и нашим ближним, являя веру, действующую любовью (Гал.5,6).
И нам немногое остается довершить – ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, своим желанием исполнять его заповеди. Если мы усвоим эту великую истину, то очень многое изменится не только в нас самих, но и вокруг нас. Мы сумеем правильно расставлять ценностные приоритеты, мы сможем мирно, спокойно и уверенно идти по предначертанной нам свыше дороге жизни, воздавая хвалу и благодарение Богу.
А чтобы достичь такого состояния духа, мы должны быть православными людьми и не по социологическим только опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были горячо верующими и любящими Бога людьми наши благочестивые предки. Среди таковых особое место занимает креститель Руси, святой равноапостольный и великий князь Владимир. 1000-летие его блаженной кончины мы будем отмечать в этом году. Именно ему мы обязаны тем, что являемся носителями высокого христианского звания и в совокупности составляем единую семью православных братских народов исторической Руси. Так было, и есть, и будет. И никакие временные треволнения и испытания, никакие внешние силы не смогут расторгнуть эти многовековые духовные и культурные связи наследников киевской крещальной купели.
В эти святые рождественские дни молитвы всей церковной полноты и моя сугубая молитва – о мире на украинской земле. В независимости от места проживания своих чад, их политических взглядов или предпочтений Русская Православная Церковь исполняет ту ответственную миссию, которую на нее возложил Сам Христос (Мф. 5,9). Она делала и делает все возможное для того, чтобы примирить людей и помочь им преодолеть последствия вражды.
В основе всякого противостояния, ненависти и разделений - грех. Он, по слову преподобного Иустина Чилийского, «всеми своими силами совершает одно: обезбоживает и обесчеловечивает человека» (преп. Иустин (Попович), Философские пропасти). И мы видим, в каком адском состоянии порой пребывает человек, утративший дарованное Творцом достоинство.
Церковь же от имени Бога, неустанно возвещая людям великую радость (Лк. 2,10) о рождении Спасителя, призывает всякого земнородного уверовать и измениться к лучшему. Она предлагает путь восхождения: от богоискательства – к Богопознанию, от Богопознания – к Богообщению, от Богообщения - к Богоуподобию. Святитель Афанасий Великий, живший в IV веке в Александрии, в потрясающих словах выразил цель пришествия в мир Спасителя: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Не по своей природе, а по Божественной благодати. Весь многовековой опыт Церкви свидетельствует: подлинное преображение, обожение совершается действием благодати посредством добровольного соработничества Бога и человека. И достигается оно трудом, в послушании Творцу, а не принятием дьявольского искушения змия, предлагавшего нашим прародителям вкусить от древа познания добра и зла и тотчас стать как боги (Быт.3,5). Каждый, живущий по вере, знает, что именно верность Богу удерживает его от злых дел и мыслей, что именно вера вдохновляет его на подвиги и труды во славу Божию и на благо ближних.
Поздравляя всех вас с великим праздником Рождества Христова и Новолетием, хотел бы от души пожелать вам доброго здравия, мира, благоденствия и щедрой помощи свыше в непреткновенном шествии за нашим Господом и Спасителем.
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам…да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь
(1 Петр. 5, 10-11).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Москва,
Рождество Христово
2014/2015 г.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА,
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...
(Тропарь Рождества Христова, глас 4)
Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
С сердечной радостью поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова!
В эту святую ночь ангелы научили нас славословить Бога, пришедшего в сотворенный Им мир. Они воспели Творца, Который уподобился Своему творению, чтобы установились «на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). Покой мироздания был нарушен, и добрая воля человека повреждена с грехопадением первых людей. Изначально Господь сотворил для человека прекрасный, гармоничный и полноценный мир: все в нем было «хорошо весьма» (Быт. 1, 31), и не было в нем зла или порока. Пребывая в Эдемском саду, человек созерцал красоту божественного творения и наслаждался счастьем единения с Богом, подобно младенцу в родительских объятиях.
Но неизъяснимые радости райского бытия Адам променял на стремление к самодостаточной, обособленной жизни без Бога. В результате он утратил доверие к Творцу и любовь к Его творению. «Погубих ума крастоту», человечество погрузилось в мучительный водоворот страстей и похотей, которые помрачили в нем образ Божий, лишили его сознательного, достойного человеческого звания отношения к самому себе, низвели его до участи животных, так что венец творения «уподобился животным, которые погибают» (Пс. 48, 13).
Находясь в таком плачевном состоянии, человек не мог самостоятельно избавиться от власти поработившего его греха. Грех вошел в ткань человеческой природы, стал ее неотъемлемой частью и лишил нормальной жизнедеятельности. Так бы и пребывал бы человек «во тьме и тени смертной» (Пс. 106, 10), если бы не было этой святой ночи, когда облекся в человеческую плоть Сын Божий — Господь наш Иисус Христос, Божественный Логос, через Которого мир начал быть (Ин. 1, 10). Сегодня мы празднуем судьбоносный для человечества момент: «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и человеческая природа во Христе Иисусе вновь обрела первозданную целостность, свободную от греха.
Как повествует нам Святое Евангелие, это великое событие не сопровождалось теми грозными явлениями природы, которые имели место при получении человечеством Закона через пророка Моисея. Новый закон Божественной Любви приходит в мир прикровенно, в тишине смирения. С первых мгновений Своей земной жизни Богочеловек кротко принимает все стесненные обстоятельства жизни подгреховного человека. Более того, для явившегося в мир Сына Божия не находится места в человеческом жилье, и Богомладенец Христос рождается в убежище для скота, а колыбелью для Него служат ясли, наполненные сеном. Так свидетелями великой тайны Боговоплощения становятся бессловесные животные, звездное небо, ангельский мир и весьма немногие потомки Адама. Тихая радость Пречистой Девы Марии, благоговейное удивление пастухов и пророческие подношения волхвов стали скромными дарами человечества своему Творцу и Спасителю.
С самого рождения Христа человечество разделяется на тех, кто принимает Его, и тех, кто Его гонит. Свет Вифлеемской звезды привел к Великому Царю мудрых волхвов из далеких стран, но весть о Его рождении не обрадовала хранителей Божественного Откровения — элиту богоизбранного народа. Царь Ирод под пышными дворцовыми сводами не находил себе покоя, и весь Иерусалим был встревожен вместе с ним. Ирод стремился всеми силами удержать свою временную власть, дающую ему возможность удовлетворять свои непомерные амбиции и сластолюбие. Эти порождения богопротивной человеческой самости сегодня, спустя два тысячелетия, вновь признаются обществом главными приоритетами в достижении успеха. Они представляются самоценными современному гуманизму, как некогда Ироду, который искал Христа «Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13).
Нам не стоит перенимать помрачение ума, к которому пришел некогда христианский Запад. Европейский индивидуализм, основываясь на фрейдистских представлениях, отрицающих духовное начало в человеке, проповедует бездушный, обезличенный мир, для которого человек уже не является носителем образа Божия, но выступает продуктом своего окружения. Вопреки ему христианство продолжает свидетельствовать о личностном бытии человека, неуничтожимом в любых обстоятельствах. Жизнь святых подвижников всех веков, особенно близких нам новомучеников и исповедников Российских, подтверждает необходимость постоянного личного подвига для приобретения мира, который ниспослал нам Воплотившийся ныне Господь. Только в мире со своей совестью, с ближними и с Богом человек может реализовать это общение с Творцом.
Как и 2 000 лет назад, современное человечество страдает от гнета вражды и нуждается в любви и мире, которые принес нам Божественный Учитель. Постараемся же в эти святые дни умножать любовь между собой, избегать ненависти и раздоров, непрестанно разжигаемых врагом рода человеческого. Усилим нашу молитву о больных, сиротах, вдовах, о тех странах, где умирают невинные люди, особенно дети, от войн, голода и смертоносных болезней.
Вспомним, что ответ на вопрос Ирода: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, 4) — дает нам Евангелие. Христу Царю должно родиться в сердце каждого человека, ведь «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Свет Христова Рождества, свет любви и правды да просвещает умные очи каждого из нас в эти святые дни!
Христос рождается — славите!
Смиренный Митрополит Калужский и Боровский
Рождество Христово
Калуга
25 декабря 2014/7 января 2015 года