Prev Next

28 декабря. Воскресенье. Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец.

 

Перед Рождеством Церковь вспоминает великих праотцев. Праотцами называют предков Иисуса Христа, которые жили от начала мира до рождения Спасителя. Это те люди, которые сыграли большую роль в истории еврейского народа. Все они надеялись на пришествие Господа. Многие из них предсказывали появление в мир Христа, а также сами являлись прообразами Агнца, как, например, сын Авраама – Исаак, царь и псалмопевец Давид и другие. Жизнь святых праотцев была богоугодной, они чаяли избавления Израиля и исполнялись великих откровений от Бога.

Накануне вечером в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма священника Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. На полиелее в центре храма духовенство пропело воскресное песнопение:

 

«Воскресение Христово видевше поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши".

В сам день праздника по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Димитрий Новиков. Позднюю Божественную литургию совершил клирик храма священник Алексей Дорохин при диаконе Димитрии Маркове. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.

 По окончании поздней Божественной литургии был совершен праздничный молебен перед Афонскими святынями Свято-никольского Малоярославецкого Черноостровского женского монастыря. 

Закончился воскресный день вечерним богослужением с чтением акафиста вмч. Никите перед ковчегом с частицей его мощей.

 

 

Проповедь архимандрита Кирилла Павлова

Слово в неделю святых праотец

За две недели до праздника Рождества Христова Святая Православная Церковь наша напоминает нам о его приближении и приготовляет к достойной его встрече. В нынешнюю, первую приготовительную к празднику неделю она воспоминает святых, живших до Рождества Христова, – ветхозаветных пророков и всех благочестивых людей, с верою ожидавших пришествия Спасителя, отчего и неделя эта называется неделей святых праотец. Этим воспоминанием она переносит нас мысленно во времена ветхозаветные, во времена, предшествовавшие явлению обещанного Богом Избавителя, и для побуждения нас к нравственному самоочищению поставляет перед нами целый сонм великих праотцев, воссиявших своей богоугодной жизнью.
Все праотцы жили надеждой на имеющего явиться Искупителя и постоянно высказывали свою веру в Него. Но в то время, как небольшое число благочестивых людей ожидало явления Христа Спасителя на земле и приняло Его, большая часть богоизбранного народа израильского не приняла Христа Спасителя, отвергла Божий глас и попечение о своем спасении, лишила себя вечной блаженной жизни, о чем и читалось сегодня в Святом Евангелии.
Святой евангелист Лука повествует о том, как Господь Иисус Христос возлежал на пиршестве у одного фарисейского начальника и некто из возлежавших сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк. 14, 15)! И Господь ему и всем присутствовавшим за трапезой предложил в ответ на это следующую притчу: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 16-24).
Под образом доброго хозяина разумеется в этой притче Бог, Небесный Отец, Который постоянно зовет нас на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, уготованное нам от сложения мира, наследуемое через принятие верою Искупителя нашего Христа Спасителя и готовое открыться под конец этого мира. Рабом, по толкованию Святых Отцов, в этой притче разумеется принявший зрак раба ради нашего спасения Единородный Сын Божий, Который всегда призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»(Мф. 11, 28).
Ближайшим образом эта притча относится к современным Господу нашему Иисусу Христу иудеям и язычникам, которые в течение многих веков приготовлялись действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя и вступлению в Церковь Христову, однако по своему упорному неверию, по увлечению житейской суетой и греховными удовольствиями не восхотели явиться на брачный пир Сына Божия, не вошли в лоно Церкви Его Святой, в то время как и Сам Он, Жених церковный, и друзья Его, святые Апостолы и Пророки, призывали их на путь покаяния и спасения во Христе Иисусе.
После того, как званые оказались недостойными брачной вечери, Слуга Божий по повелению Своего Господина приглашает на пир всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с благодарностью отзываются на приглашение войти на пиршество и быть участниками великой вечери. Под нищими, увечными, слепыми и хромыми разумеются люди, действительно обладающие естественными недостатками, которые с большей готовностью отзываются на приглашение Божие следовать за Господом для достижения Царствия Небесного, как говорит об этом и апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 26-29). Можно разуметь под нищими и убогими людей, несовершенных и в нравственно-духовном отношении, людей, погрязших в заблуждениях и пороках, не одаренных от природы добродетелями, которые, однако, на призыв Господа Своего отозвались покаянием и первыми идут в Царствие Божие.
Хотя эта притча имеет ближайшее отношение к современным Иисусу Христу людям, имеет она самое близкое отношение и ко всем нам. В ней каждый найдет, если только внимательно прислушается к голосу своей совести, изображение своего собственного отношения к Церкви Христовой, к своему вечному спасению. Из притчи мы видим, что приглашаются на вечерю прежде всего люди, которые занимаются законными трудами и утешаются невинными семейными радостями, что не является оскорблением благости Божией, потому что Сам Господь дал заповедь и трудиться, и иметь жену. И, тем не менее, судьба этих людей, занятых законным трудом и предающихся невинным удовольствиям складывается очень прискорбно. Все заканчивается для них тем, что они лишаются участия в вечном царском пире и гибнут. За что же? Конечно, они осуждаются не за то, что трудились и утешались радостями семейными, но за то, что среди житейских забот и попечений надмевались своим почетным положением и, пристрастившись к своему труду, торговле и радостям, забыли о долге повиновения и почтения к своему Господину и пренебрегли приглашением на царский пир.
И среди нас могут быть такие люди, которые, обладая известными добрыми качествами, и достоинствами, и добродетелями, проводят время в различных трудах, занятиях, развлекают себя удовольствиями и радостями невинными и среди своих трудов и радостей совершенно забывают о Боге и своих обязанностях по отношению к Нему. В гордом уповании на свою праведность они считают себя не нуждающимися в милости, дарах и благах Божиих, решительно отказываются от дел самоотвержения, от послушания Богу и остаются глухи ко всякому призыву ко спасению.
Пристрастие к земному, к наслаждениям, к богатству, к удовольствиям века сего, пристрастие к отдельным лицам другого пола заглушают в человеке призыв к Царствию Божию, и он, подобно евангельским званым, отвечает: «Не могу прийти, извини меня». Конечно, эти званые не вкусят вечери Господней, не будут наслаждаться вечным блаженством, от которого они сами же и отрекаются. Во время земной жизни они не приобретают ничего для жизни в обителях Отца Небесного.
Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, благость, воздержание, вера – вот качества, отверзающие человеку врата небесные и вводящие его в чертоги райские. Но эти качества, составляющие плоды духа, неведомы и недоступны живущим по началам плоти, живущим только для земли, без мысли о Небе, об Иисусе Христе и Его заповедях. И поэтому без тяжких, по-видимому, грехов, без возмущающих душу злодеяний миролюбец и сластолюбец, предающийся своим житейским попечениям и радостям, забывая о Боге, в конце концов подвергается вечной погибели: сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. 6, 8).А вот люди второго рода, званые с дорог и перекрестков, то есть люди менее одаренные и способные в жизни, оказываются более отзывчивыми, и призыв Божий, обращенный к ним, венчается успехом скорее, чем обращенный к людям, надмевающимся своей праведностью или своими дарованиями. Нищие духом, сознающие свое ничтожество, нравственную скудость и неспособность собственными силами устроить свое спасение, алчущие и жаждущие правды, со всей горячностью отвечают на призыв в Царствие Христово, к жизни христианской, и из их среды исходят лучшие гости на брачном пиру Агнца Божия, вземлющего грехи мира.
Все великие люди, оказавшие своими подвигами благодеяние Церкви, все великие пастыри и учители Церкви, святые мученики, смертью запечатлевшие свою несокрушимую любовь ко Христу, святые подвижники и подвижницы и все святые Божии вышли из среды званых – нищих духом, смиренномудрых – и торжествуют ныне на брачной вечере кроткого Агнца. Вступают в сонмы избранных Божиих многие из людей, скудно наделенных умственными и нравственными дарованиями – хромых, слепых, – и многие из тех, которые, злоупотребляя, растратили вверенные им дары Божии на порочные и постыдные дела, но потом, от всего сердца раскаявшись, уврачевали свои греховные раны и облеклись в светлую брачную одежду. В этом убеждают нас многие святые, которые после порочной, греховной жизни соделались чистыми и праведными, как, например, преподобная Мария Египетская или преподобный Моисей Мурин.
И мы являемся призванными в Царствие Небесное. Будем поэтому внимательны к гласу Божию, памятуя, что есть предел нашему земному существованию, что придет время, когда милосердие Божие, которое ныне призывает нас к покаянию и исправлению, как бы уступит место правосудию и праведному гневу Божию. «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Очистим себя покаянием и исправимся, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью и от полноты радости и чувств воспеть рожденному в Вифлееме Богомладенцу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

 

 

 

 

Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

 

                                                 Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем, который именуется на языке церковного Устава неделей праотцев. В этот день, вступая в подготовительный период к празднованию Рождества Христова, мы вспоминаем тех, кто предшествовал Спасителю, кто был Его праотцем по крови, — вспоминаем святых ветхозаветной Церкви.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 14:16-24) помогает нам понять, как нужно жить для того, чтобы быть с Богом. А быть с Богом — это и означает идти по пути духовного совершенствования, вершиной которого является человеческая святость. Вы слышали сегодня замечательную притчу о званных на вечерю. Один не мог прийти, потому что женился; другой — потому что купил пять пар волов и нужно было их испытать; третий — потому что купил землю… И тогда господин, приглашавший на брачный пир, повелевает своему рабу пойти на улицы и в переулки и пригласить первых встречных — увечных, нищих, хромых, слепых, и наполнился брачный пир…

А почему именно это Евангельское чтение помогает нам понять, может быть, самое главное, что нужно иметь в виду тем, кто желает восходить по лестнице совершенства? А потому, что в Евангелии очень ясно говорится, что Бог должен быть для человека основной доминантой жизни. Бога ни на что и никогда разменивать нельзя. Связь с Ним, молитвенная связь, общение с Ним являются величайшей ценностью человеческого бытия, и большей ценности нет, потому что Бог — источник жизни. Он Промыслитель рода человеческого, человеческой истории и бытия всей вселенной, и нет более великого дела, чем иметь общение с Богом.

Иногда нам кажется, что самым важным делом является общение со светским начальником, от которого зависит наша судьба. Чего мы только ни делаем, чтобы угодить этому начальнику: и подарки, и знаки внимания, и стараемся дисциплинировано исполнять его указания, и выстраиваемся в струнку, и глаза горят, когда на него смотрим! И если втайне спросить такого человека, что для тебя самое главное, он скажет: это и есть самое главное, ведь от начальника зависит мое будущее, мое личное благополучие, благополучие моей семьи, возможность продвигаться по служебной лестнице; поэтому я все делаю для того, чтобы угодить ему.

Но Господь притчей, которую мы сегодня слышали, убеждает нас, что самое главное дело в жизни — это стремление угодить Богу, откликнуться на Его призыв, построить свою жизнь по Его закону. Нет большей ценности — все остальное не на порядок, а на сотни порядков ниже; и те, кто понимает это, те, кто таким образом выстраивает свою жизнь, и становятся святыми.

Не следует понимать эту притчу так, что Спаситель осуждает покупку земли, или пяти пар волов, или женитьбу. Не говорит господин пира: плохо, что ты купил землю; не надо было покупать волов, да и жениться не следовало. Нет таких слов в Евангелии! Но Господь выстраивает приоритеты и говорит: приобретая землю, трудясь на ней, получая образование, воспитывая детей, строя себе дом, делая свою карьеру, не забывайте, что самое главное — это откликнуться на Божественное приглашение стать участниками брачного пира, откликнуться на призыв Бога быть с Ним, верить в Него, и этой вере подчинять свою жизнь.

Когда мы вступаем на этот путь, нам, конечно, не становится легче в преодолении своих личных слабостей, заблуждений, искушений. Предстоит борьба. Но верующий человек, отдающий свой ум и свое сердце Богу, доверяет Ему. Он слышит Божественное слово, он старается претворить в жизнь Божий закон, Божественные заповеди. А когда для воплощения Божественного предначертания не хватает сил, верующий человек обращается к Господу с покаянием, с мольбой о помощи, и в ответ на эти усилия Господь приклоняет Свою милость и помогает верующему обрести то, что без Бога обрести невозможно.

Стоит сказать об очень простых и таких важных словах, которые мы слышали сегодня в послании апостола Павла к Колоссянам: «Оставьте всякий гнев, ярость, злобу, сквернословие уст ваших, и не говорите друг другу лжи» (см. Кол. 3:8-9). Если бы люди исполнили этот завет апостола, как изменилась бы наша жизнь! Разве говорили бы мы о коррупции, о бесчувствии чиновников? Разве говорили бы мы о потоках клеветы и лжи в общественном пространстве, в Интернете? Разве ужасались бы мы всему тому, что происходит сегодня с человеческой личностью, когда кощунственная злоба возводится едва ли не в идеал? Ничего этого бы не было, если бы мы оставили всю скверну, как это нам предлагает апостол. Но оставить мы не можем, ведь мы поглощены заботами о земле, о волах, об устроении жизни, о зарплате, о карьере — чем только мы ни озабочены!

Святитель Иоанн Златоуст говорит пронзительные слова, что человек, живущий так, поклоняющийся многим своим потребностям и устремлениям, теряет свою свободу, потому что служит не одному, не двум, не трем господам, а бесконечному множеству господ, ведь каждая его потребность становится господином, оккупируя человеческое сознание и направляя волю ко злу.

Но святым становится тот, кто обретает свободу — в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым — значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья — только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

 Вспоминая святых праотцев, святых ветхозаветной Церкви, мы прославляем сегодня святых угодников Божиих, которые откликнулись на Божий призыв, памятуя, что главной ценностью для человека является общение с Богом и жизнь с Ним. Пусть пример этих святых угодников, слова Евангелия и апостольского послания помогут и нам в наш мятущийся и часто так страшно заблуждающийся век не терять Божией правды, а вместе с ней и свободы, которая сопровождает человека в его пути к Богу. Аминь.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 108 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте