4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Накануне праздника, в среду вечером, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено торжественное Всенощное Бдение с литией. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клириков храма священника Максима Коновалова и священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове.
На полиелее в центре храма перед иконой праздника духовенство пропело величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во Храм:
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».
В сам день праздника по традиции было совершено две Божественных Литургии. Раннюю совершил иерей Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове. По окончании поздней Литургии был совершен праздничный молебен. После чего настоятель храма Алексей Пелевин поздравил прихожан с праздником.
В своей проповеди он особо отметил значимость праздника «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» для каждого православного христианина.
«Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена в храм Иерусалимский. Анна поставила Младенца Марию на ступеньку крыльца храма и …Дева легко взошла на вершину крыльца. Первосвященник повел с собою Марию в сокровенную глубину храма, во «Святое Святых». А туда не дозволялось входить не только никому из женщин, но и даже священникам, лишь первосвященник входил один раз в год с жертвенной кровью. Этим событием были поражены не только все люди, но и Ангелы, которые тогда еще не знали будущего Марии. «Святое святых» стало постоянным местом молитв Марии, и Она осталась при храме».
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена.
Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.
Это намерение Иоакима и Анны — посвятить свою дочь Богу — стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии. При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию, несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то — лишь однажды в год.
Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых»
Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц.
Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.
Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами. Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.
Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.
Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева «лишилась» Своих родителей. Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою, чем немало удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.
И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме, а с другой, стороны он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет. Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле — стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.
После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.
Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.
В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, «была Девою не только плотью, но и духом: в сердце — смиренна, в словах — богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах — не скора, в беседах — целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то - в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама»
Тропарь, глас 4-й
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велигласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/909-4-dekabrya-vvedenie-vo-khram-presvyatoj-vladychitsy-nashej-bogoroditsy-i-prisnodevy-marii#sigProGalleria6fa5e6369d