30 ноября. Воскресенье. Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия
Накануне воскресного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма священника Алексея Дорохина. На полиелее духовенство пропело величание прп. Никону, игумену Радонежскому
«Ублажаем тя, преподобне отче Никоне ,
И чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил иерей Алексей Дорохин. Позднюю Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма иерея Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. По окончании богослужения был совершен праздничный молебен.
Затем настоятель поздравил всех прихожан с воскресным днем и сказал проповедь на тему воскресного Евангельского чтения. Далее по традиции была отслужена панихида.
Закончился воскресный день вечерним богослужением чтением акафиста вмч. Никите перед ковчегом с его частицей мощей.
Проповедь в неделю 26-я по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)1
Евангельское чтение о безумном богаче ставит перед нами вопрос самой жизни. На вопрос: для чего мы живем? — многие отвечают: "жизнь для жизни нам дана"; отсюда и вытекает их: "душа, ешь, пей и веселись, ибо жизнь коротка". Так рассуждающие обычно удовлетворяются умением устраиваться в жизни, тонут в благополучии, "жирком заплывают", и, добавляя к сему участие в общественной жизни, получая похвалы и рукоплескания, широко, самодовольно улыбаются, считая свою жизнь счастливой.Счастливы-ли эти люди?
На этот вопрос отвечает нам один из героев Чехова: всю жизнь живя, как и все люди, будничными интересами, он играл роль в обществе, был занят "важными делами", прибегая в них к неправде, притворялся, погруженный в мелкие интриги и общественные заботы, и вдруг, неожиданно просыпается ночью в холодном поту с тяжелым сердцебиением. Что случилось? Случилось ужасное: он осознал, что жизнь прошла и жизни не было, осталась тягость на душе, ибо не было в жизни подлинного смысла.
Некоторые полагали, да и ныне полагают, осмыслить свою жизнь участием в политических партиях, ведущих борьбу за лучшее будущее, как вели ее всех толков социалисты и демократы в России. Чем же была эта "идеализация будущего" в прошлом России, чем является она ныне, будучи свойственной и нынешним партиям? "Идеализация будущего, — справедливо говорит проф. Франк — является духовной болезнью, последним корнем той нравственной болезни, которую мы называем революционностью и которая загубила Россию".
Что же делать, как проводить жизнь, чтобы она была осмысленной? Существует ли общее дело для всех людей, дело, чрез участие в котором, приобретает смысл жизнь каждого человека? Это общее дело для всех людей существует. "Мужи, братья, что нам делать?" — спрашивают ап. Петра иудеи после его вдохновенной проповеди. Примите Христа, —"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа... и получите дар Святого Духа", — был ответ ап. Петра. В этом ответе Апостола указано необходимое общее дело для всех: примите Христа и живите по велениям Духа Святого. И преп. Серафим говорит:"Стяжи Духа Святого". И Сам Христос на вопрос: "что делать?" — ответил: "вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал", и далее указывает Христос на две вечные заповеди: на любовь к Богу, всем сердцем, всею крепостью и всем разумением, и на любовь к ближнему, указывает как на общее для всех дело, осмысливающее жизнь.
Не субъективных личных наслаждений, бессмысленность и мираж которых так легко и ярко изобличается в жизни каждого из нас, а осмысленной полноты жизни должен искать каждый из нас. Жизнь с ее краткостью и призрачными удовольствиями, с ее тяготами и нуждами, не есть самоцель. Жизнь осмыслена лишь тогда, когда она движима стремлением к Абсолютному Благу, к тому благу, которое является благом и для ближнего и для меня. Пример такого блага мы имеем в любви. Когда мы любим подлинной любовью, скажите, чего мы ищем в ней и что нас в ней удовлетворяет?
Если мы хотим вкусить лишь личных от нее радостей, если хотим использовать любимое нами существо и наше к нему отношение, как средство для личных выгод и наслаждений, — это будет не любовью подлинной, а оскорблением ближнего и развратом, и такое отношение будет неминуемо покарано душевной пустотой, душевным холодом, который нередко завершается озлобленностью.
Если же мы хотим отдать жизнь свою на служение ближнему, любимому существу, готовы на самопожертвование, даже на гибель ради любимого существа, — мы получаем в итоге радость, душевную полноту и покой удовлетворенности.
Любовь, которой осмысливается жизнь, не есть расчет, не есть эгоистическая жажда наслаждения, любовь — не рабство. Любовь — это преодоление эгоизма, преодоление личной корыстной цели, и это преодоление осмысливает нашу жизнь, дает нам ту полноту, в которой всецело сливается мое "я" с "я" существа любимого. Если же любящий и любимое существо, в поисках развлечений — что так часто приходится наблюдать — ввергают себя в бессмысленный круговорот жизни, они, в итоге, будут подавлены тяжелым чувством пустоты и разочарования, бессмыслицы и бессилия.
Как же и чем осмыслить жизнь, чтобы не впасть в мрак душевный, чтобы не лишиться света, духовной бодрости и мира душевного?
На этот вопрос мы уже получили ответ из уст ап. Петра и Самого Спасителя.
Путь истинный, путь осмысленный, разумный путь жизни в Том, Кто Сам есть Истина и Жизнь. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь" — говорит Христос. Во Христе обретаем мы подлинное благо.
Скажите, к чему привел неутомимый труд миллионов — труд в стремлении к "жизни ради жизни" без Христа и вне Бога? Неутомимым трудом, без Христа и вне Бога, создается бессмыслица, создается ад на земле, создана пустыня, в которой от жажды духовной погибают люди. С высоких трибун раздаются призывы к правде и справедливости. К правде и справедливости зовут те, которые отвергли Абсолютный Источник Правды, отсюда и результат плачевный: подавляющее большинство людей не знает — для чего они живут, где добро и где правда.
Жизнь во Христе, дорогие братья и сестры, и есть для всех людей, — всех времен и народов, — общее дело, дело, — не теория, а дело, дело практическое, жизненное, и в основе этого дела — духовное делание над собой каждого из нас, накопление каждым человеком в себе сил добра, любви и правды, и завершается это дело для каждого словами ап. Павла: "теперь живу не я, а живет во мне Христос".
К этому и зовет нас нынешнее Евангельское чтение, призывающее нас "в Бога богатеть".
"Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие", — говорит Господь, —"избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое", — жил в свете и радости. Аминь.
1 Епи?скоп Митрофа?н (в миру — Митрофан Константинович Зноско-Боровский; 4 августа (17 августа) 1909, Брест-Литовск — 15 февраля 2002, Си-Клифф, штат Нью-Йорк, США) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии. богослов.
источник: lib.eparhia-saratov.ru
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/903-30-noyabrya-voskresene-nedelya-25-ya-po-pyatidesyatnitse#sigProGalleria041721d14b