4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
3 ноября накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Торжественное Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении всех клириков храма священника Максима Коновалова, священника Димитрия Новикова и священника Алексея Дорохина. На полиелее духовенство пропело величание празднику:
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем с верою притекающим к нему».
В сам день праздника по традиции в храме были совершены две Божественные литургию. Раннюю совершил священник Алексей Дорохин. По окончании ранней Божественной литургии был совершен водосвятный молебен. Позднюю Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове, в завершении которого был совершен праздничный молебен и окропил всех святой водой.
Затем отец Алексей поздравил всех верующим с праздником, зачитал послание митрополита Калужского и Боровского Климента к Дню Народного Единства и сказал проповедь о значении в истории Российского государства явления Калужской иконы Божией Матери в 1812 году и о помощи предстательстве Богородицы нашему Отечеству.
Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.
Наиболее почитаемые у нас иконы - Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1857) назвал Казанскую икону "Русским Покровом" - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.
В смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 4 ноября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 4 ноября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.
Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.
Праздник Казанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 ноября как великий непереходящий праздник.
Сила этой иконы проявилась во времена самозванца Лжедмитрия. Он грабил и разорял русскую землю шестнадцать месяцев, осаждал Троице-Сергиеву лавру под Москвой. Но осада не удалась. Под Смоленском в это время стоял польский король Сигизмунд и угрожал Москве, если она не присягнет сыну его, королевичу Владиславу. Московские бояре в поисках защиты от самозванца согласились присягнуть Владиславу. Тогда поляки завладели Москвой и, воспользовавшись внутренними неурядицами в России, стали приводить народ русский к присяге самому королю Сигизмунду, замышлявшему присоединить Россию к Польше.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, (почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей), находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Заволновались нижегородцы. В эту тяжкую минуту обратился к народу мясник Кузьма Минин Сухоруков. "Православные, коли хотите помочь Московскому государству, ополчимся поголовно, отдадим наши имения, заложим жен и детей, но спасем отечество", - сказал Минин и первый принес и отдал свою казну. Нижегородцы воодушевились и последовали его примеру. Начались сборы, но денег было все-таки мало, тогда разослали они грамоты по всем городам русским, призывая идти на спасение России.
Пожертвования посыпались со всех сторон. Минина назначили выборным человеком от Московского государства, и вся казна хранилась у него. Стали приходить отовсюду и ратные люди, и целые дружины. В числе других присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Составилось всенародное ополчение. Главное начало над ополчением принял заслуженный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ополчение двинулось к Москве. Москвичи назначили трехдневный пост, и во всех церквах начались молебны.
Дошла усердная молитва до Бога. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков, явился преподобный Сергий и возвестил ему, что по молитвам Матери Божьей, ради Казанской иконы ее, город будет освобожден от неприятеля. Видение это сильно ободрило войско православное.
Князь Пожарский и Минин храбро бились три дня с поляками; наконец сдался неприятель, и 4 ноября 1612 года город был освобожден от врагов.
Народ и войско сознавали, что столь важная победа одержана ими лишь по заступничеству Божьей Матери, явленному от Казанской чудотворной иконы, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм.
С освобождением Москвы от поляков началась новая жизнь Русского государства. Царем Земли Русской был избран Михаил Федорович Романов, который повелел в память изгнания неприятеля из Москвы заступничеством Божьей Матери установить ежегодное празднование в Москве 4 ноября. После восшествия на престол царя Алексея Михайловича было велено по случаю рождения у него сына Димитрия, в 1648 году 3 ноября во время всенощной на праздник Казанской иконы 4 ноября праздновать по всей России в благодарение Богу и Пресвятой Богородице.
Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года.
Петр Великий, с благоговением почитавший икону Казанской Божьей Матери, брал ее с собой во все походы. По его воле икона была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времен же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 28 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/882-4-noyabrya-prazdnovanie-kazanskoj-ikone-bozhiej-materi#sigProGalleriab9c282d69d