21 сентября. Воскресенье. Неделя 15-я по пятидесятнице.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Торжественное Всенощное бдение с литией возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Димитрия Новикова, иерея Илии Комягина при диаконе Димитрии Маркове.
На полиелее в центре храма перед чтимой иконой Рождества Богородицы духовенство пропело величание празднику:
«Велича?ем Тя, / Пресвята?я Де?во, / и чтим святы?х Твои?х роди?телей, / и всесла?вное сла?вим / рождество? Твое?»
В сам день праздника в храме по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил священник Илия Комягин, Позднюю Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове.
За Божественной литургией молились великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская – Романова (вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова - родного племянника Императора Николая II) и председатель Отдела по Культуре Общественной Палаты при Губернаторе Калужской области Наталья Васильевна Терехова.
По окончании Божественной литургии по случаю престольного праздника храма был совершен Крестный ход с чтением Евангелия, который завершился праздничным молебном.
Затем настоятель храма о. Алексей поздравил всех верующих с праздником и произнес проповедь о значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы как дня начала нашего спасения.
Закончился праздничный богослужебный день вечерним богослужением с чтением акафиста Рождеству Пресвятой Богородицы.
Также праздничные богослужения в этот день прошли в храме в честь святителя Николая Чудотворца в д. Чижовка.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
8 (21) сентября, двунадесятый праздник
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея. (Кондак, глас 4-й).
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.