7 сентября. Воскресенье. Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Собор Московских святых.
Накануне вечером в храме в честь Рождества Богородицы /Никитском/ в г. Калуге было совершено Всенощное бдение.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Божественную Литургию совершил клирик храма священник Димитрий Новиков. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин. Во время Божественной Литургии были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
В завершении богослужения был совершен молебен перед святынями, которые для поклонения жителей города были привезены в Никитский храм из Свято-Георгиевского Мещовского монастыря.
Затем настоятель поздравил всех с воскресным днем и произнес проповедь на тему воскресного Евангельского чтения. Закончился богослужебный день Таинством Крещения.
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Притча – небольшая назидательная история с глубоким смыслом. Христос часто, обращаясь к людям, говорил притчами. Через простые образы и понятные для окружающих примеры Он раскрывал истины человеческой жизни и тайны Божьего домостроительства человеческого спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос через притчи облекал «истину в живой образ», чтобы «глубже запечатлеть её в памяти».
Так, в притче о Блудном сыне, растратившем состояние отца, Господь показывает любовь Бога к согрешившему человеку, в притче о милосердном самарянине – кто есть наш ближний и какая должна быть к нему наша любовь.
Евангельское повествование этого воскресного дня предлагает нам притчу о наемных виноградарях, которые проявили дерзость и неблагодарность к своему господину (Мф. 21,33–42).
Некий хозяин земли посадил виноградник, «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Он полностью доверил им свое имущество в надежде, что они, работая, соберут урожай и отдадут ему. Но виноградари поступили иначе.
Не передавая всего содержания притчи, давайте обратимся к ее смыслу.
Адам был призван Богом возделывать Эдем, райский сад — сад своей души, тот самый виноградник, который насадил Господь. Каждому из нас поручена превысшая всех сокровищ мира — душа человеческая. Как усердно мы начинали работать Христу, с каким рвением устремлялись в храмы. Проходит время, и жизнь христианина начинает нас тяготить, все реже и реже мы перешагиваем через свою леность, чтобы причаститься Святых Таин, забываем о чтении Евангелия, сокращаем свое молитвенное правило до одного сонного «Господи, помилуй!».
«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды...»
В суете и обыденности нашей жизни мы встречаем «рабов» Господних, наших ближних, которых Он посылает, чтобы взять свои плоды, плоды исполнения евангельских заповедей: незлобия, братолюбия, почтения к родителям, любви...
В нашей жизни случаются нерядовые события: избавление от неминуемой смерти, разрешение труднейшей жизненной ситуации, успех в бизнесе и многое иное, что демонстрирует Божий промысел о нас. Порою человек становится свидетелем поистине чуда, исцеляясь от смертельной болезни. Во всех этих ситуациях мы действительно пережили близость Христа. Но как мы воспринимаем Его?
«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».
Казалось бы, пережитое должно подвигнуть нас на подвиг любви. Но поразительно, как человек быстро успокаивается и забывает ту помощь, которую подал ему Господь, продолжая жить полновластным «хозяином» своей жизни. Как часто и с потрясающей беспечностью мы возвращаемся к тем же порокам, которые чуть не сгубили наше тело и душу. Проживаем свою жизнь день за днем, не оставляя места для Христа в своем сердце.
«Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» – этот вопрос обращен ко всем потомкам Адама.
В притче о виноградарях Христос говорит о Своих добровольных крестных страданиях за нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,17). Это воскресение особое, оно предшествует празднику Воздвижения Креста Господня. Наша нерадивость и нежелание понести свой крест делает нас похожими на виноградарей, о которых говорится в притче. Крестившись, человек не должен более жить для себя, в этом суть христианства: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 24–25). Крест – это символ победы над грехом, преодоление себялюбия.
Путь спасения христианина – узкая голгофская тропа крестоношения, приводящая к жизни вечной со Христом. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).
(Информация с официального сайта Калужской епархии).
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/822-sentyabrya-voskresene-nedelya-13-ya-po-pyatidesyatnitse-sobor-moskovskikh-svyatykh#sigProGalleriaccc4121591