Prev Next

10 августа. Неделя 9-я по Пятидесятнице.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

 

10 августа Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) - в память возвращения Смоленска России в 1525 году.

Накануне вечером в храме в честь Рождества Богородицы /Никитском/ в г. Калуге было совершено  Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова и священника Александра Сотскова при диаконе Димитрии Маркове.

На полиелее в центе храма духовенство пропело величание Пресвятой Богородице перед ее чтимой иконой «Смоленская»:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».

 

 

В сам воскресный      день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Божественную Литургию  совершил священник Димитрий Новиков. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении священника Александра Сотскова при диаконе Димитрии Маркове. Во время Божественной Литургии были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на  Украине. По окончании богослужения был совершен праздничный молебен, в завершении которого духовенством была вознесена молитва к Царице Небесной.

 

Затем настоятель поздравил всех с воскресным днем и  произнес проповедь на тему воскресного Евангельского чтения, о хождении по водам  и о почитании иконы Божией Матери «Смоленская».

 

 

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией»

 

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича.

После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.


В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

 

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

 

К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.


25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.


Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богородичную церковь, где находилась до 1941 года.


С 1526 года 10 августа (по старому стилю 28 июля) отмечается праздник Чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Он установлен в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы.

 

 

 

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "СМОЛЕНСКАЯ", ИМЕНУЕМОЙ "ОДИГИТРИЯ"

 

О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!

Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

 

 

Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, о хождении по водам

 

 

Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.
(Мф. 14:29)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Земная наша жизнь подобна капризной и коварной водной стихии, нет в ней ничего надежного. Порой кажется, что мы обрели наконец прочную опору, но вдруг порыв ветра – и в клочья разметаны надежды на спокойное благополучие, под ногами вместо твердой почвы разверзается бездна. Так случается и в жизни одного человека, и в судьбах народов и государств.

Еще недавно в нашей стране господствовало безветрие, мертвый штиль, поистине мертвый, ибо внешне безмятежная трясина неприметно затягивала в себя души человеческие, обрекая их вечной пагубе. Но вот возмущена стихия. Распадается колоссальная держава, вздымаются мутные волны общественных страстей, судьбы миллионов людей захвачены бурлящими водоворотами событий. Многие растерялись, в страхе и ужасе всматриваются в происходящее и не видят, что по этим пенистым волнам грядет к нам Господь, могущий и подать каждому спасающемуся руку, и утихомирить разбушевавшуюся бурю.

Так же бесприютно и сиротливо чувствовали себя апостолы в бурном море на утлой лодке, пока не увидели идущего к ним по водам Господа Иисуса. Но и это зрелище только усилило их страх, ибо они не поверили глазам своим и говорили: это призрак (Мф. 14:26). Спаситель вынужден был словом Своим ободрить их, и лишь тогда они успокоились. А Апостол Петр, воспламенившись любовью ко Господу, оставил лодку и пошел по волнам Ему навстречу.

Пока в святом Апостоле Петре пламенела вера, вода поддерживала его, и он шел по ней, как посуху. Но стоило ему только подумать о том, как высоки волны, как бездонна морская пучина, и он утратил равновесие, погрузился в воду и стал тонуть. Спаситель извлек Петра из вод моря, обратившись к нему с упреком: Маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14:31).

Великое мужество проявил святой Петр, решившись попрать ногою бездну. Увы, мужества этого хватило лишь на один порыв, на несколько шагов. Лишь позднее, пройдя через многие испытания, первоверховный Апостол Петр обрел истинно непоколебимую веру.

Как же нам с вами, возлюбленные, постичь науку наук – приучиться бестрепетно ступать по водам житейского моря? Путь нам указан Господом Иисусом Христом: не испытывает страха перед жизнью лишь тот, кто твердо уповает на Него. Изменчив этот мир, но верен Господь, указывающий путь жизни: полнота радостей пред лицем Его, блаженство в деснице Его вовек (Пс. 15:11).

Идущий по водам Спаситель показался апостолам призраком. Но Он был гораздо реальнее и волнующихся волн, и завывающего ветра, ибо шествовал Повелитель стихий, готовых умолкнуть по малейшему его знаку.

Кого бояться в этом мире христианину, слуге такого Господина, подданному такого Владыки, сыну такого Отца? Ужасаться природных сил? Но они сотворены Им и все подвластны Творцу. Страшиться людей? Но Господь зрит в их сердцах и во мгновенье ока может разрушить самые коварные замыслы. Пугаться бесов? Но и диавол трепещет перед именем Господним. Последователю Христа в земной жизни страшно лишь одно – согрешить перед Господом.

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:8), – предостерегает нас Священное Писание. А в наших мыслях благой страх Божий порой затмевают унизительные житейские страхования. Мы боимся не только действительных угроз, но и примышляем их себе, воображаем опасности и мучаемся этим. Так надо ли удивляться тому, что лодки наших судеб становятся игрушкой общественных бурь, несутся неведомо куда без руля и ветрил?

Все это происходит только потому, что слаба наша вера и полагаемся мы не на Бога, а на собственные жалкие силы. Это тоже своего рода гордыня: и видим, что беспомощны, но вот, все равно не смиряемся под крепкую руку Божию. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней». Таков плод человеческой гордости.

Человек велик только в единении с Богом, без этого он поистине только горсть праха, дунет ветер – и нет его. Потому так трусливы бывают властолюбивые тираны и так мужественны – смиренные отшельники, не страшившиеся ни нужды, ни гонений, ни самой смерти, могшие повторить за пророком Давидом: Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4:2).

Дорогие во Христе братья и сестры!

Приняв высочайшее звание последователей Спасителя, мы призваны идти по указанному Им благому пути, не оглядываясь по сторонам. Тогда бурные волны мирских смут тихо лягут к нашим ногам, и по житейскому морю, как по твердой почве, пройдем мы бестрепетно и достигнем желаннейшей пристани – Царства Небесного.

Пусть Апостол Петр сделал по воде лишь несколько шагов, но тем он приобрел драгоценный духовный опыт: постиг, что вера и упование на Господа даруют человеку великую силу. Несомненно, у каждого из нас были подобные же порывы, были мгновения, когда мы чувствовали, что все можем с помощью укрепляющего нас Господа. Чтобы обрести истинно христианское мужество, нам надобно только возродить, утвердить и сохранить в себе то святое чувство.

           Прислушаемся же и к словам святителя Феофана Затворника, говорившего:

Храните первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель – терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевления на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх – как быть; отсюда колебания – продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал – держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ. Аминь.

                                             Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 83 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте