21 июля. Седмица седьмая по Пятидесятнице.
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает и прославляет явление милости Божией Матери
православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1579 году от нашествия иноплеменников.
Накануне праздника, в воскресенье вечером, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калугипрошло Всенощное бдение с литией, которое возглавил настоятель храма протоиерея Алексей Пелевин в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова и священника Александра Сотскова. На полиелее духовнством было пропето величание Царице Небесной перед ее чтимой иконой «Казанская»:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.
В сам праздничный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил священник Александр Сотсков. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелвин. По окончании Божественной Литургии был совершен праздничный молебен и вознесена молитва Царице Небесной. Всех верующих, собравшихся в этот день в храме о. Алексей окропил Святой водой, поздравил с праздником и произнес проповедь о явлении иконы Пресвятой Богородицы в 1579 г. в Казани.
В этот же день в д. Чижовка в Свято-Никольском храме прошли праздничные богослужения. Божественную Литургию совершил клирик Никитского храма иерей Димитрий Новиков.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Казанском соборе на Красной площади в Москве
21 июля 2014 г. 17:08
21 июля 2014 года, в праздник в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый настоятель, отец Николай! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Николай, за добрые слова. Еще и еще раз повторю: почитание Пресвятой Богородицы в Церкви совершается не потому только, что Дева Мария, как мы знаем из Евангелия, была Матерью Божией, и не потому только, что в святоотеческих писаниях много говорится о Пресвятой Царице Небесной, и не потому только, что III Вселенский Собор провозгласил особое почитание Девы Марии как Богородицы, но именно потому, что всё, перечисленное мною, не осталось лишь фактами истории давно прошедших времен.
Царица Небесная по тому особому дару, который Она удостоилась получить от Своего Сына, сопутствует каждому человеку на протяжении всей его жизни. Когда же у людей хватает сил и разумения совместно обращаться к Божией Матери за помощью, как то много раз случалось в истории, Она проявляет заботу и о человеческой общности, о народе и о стране. А поскольку мало где в мире имя Пресвятой Богородицы вспоминается с такой верой и так часто, как в России, на исторической Святой Руси, то мы знаем, что Русь находится под Ее Пречистым Покровом.
Это религиозный, а не исторический факт. Этот факт невозможно рационально оценить или взвесить. Вот почему наука не оперирует такими фактами, но от того факты не перестают быть фактами. Наука не оперирует и таким понятием, как совесть. Жива ли в человеке совесть? Способен ли он поступать по совести? Подобные вопросы лежат вне научного знания, но, тем не менее, совестливость или бессовестность человека не перестает быть фактом.
Предстательство Царицы Небесной о нашем народе и Отечестве, о многих из нас является реальным фактом, потому что люди связывают многие события в истории государства, в истории народа, в своей личной жизни с ответом на молитву. Особенно это относится к молитвам перед исторически значимыми образами Пресвятой Богородицы, которые мы называем чудотворными, потому что многие поколения людей молились перед ними и получали просимое, а затем возвращались к иконе и со слезами и радостью благодарили Божию Матерь. Одни — за спасение от смертельно опасной болезни, другие — за выход из смертельно опасных обстоятельств, третьи — за преодоление огромных, казалось бы неподъемных трудностей… Эти миллионы и миллионы людей, которые приходят к иконам Божией Матери, чтобы просить, а затем благодарить за полученное, и составляют основу, духовное ядро нашей Церкви.
Таких людей невозможно разубедить. Они и не будут много говорить о своей вере, потому что знают: просили и им было дано. С человеческой точки зрения объяснить такое невозможно: должен был умереть или потерпеть фиаско, но не произошло ни то, ни другое, потому что молился; и ни с чем иным более нельзя связать свое спасение, как только с помощью Божией Матери. Хотя это спасение всегда приходит или через людей, или через стечение обстоятельств, но для мудрого человека присутствие в его жизни, через молитву, сверхъестественной, божественной силы становится фактом, реальностью, живым опытом, на котором и основывается вера. А не будь этого опыта, никакой веры бы не было, и мы с вами не толпились бы в этом небольшом храме в жаркий июльский день, а занимались другими делами. Никто никогда не приходит к колодцу, в котором нет воды. Однако мы приходим в храмы Божии, мы обращаемся к Богу с молитвой, потому что здесь благодатная влага, которую мы впитываем и которая нас оживотворяет.
С Казанской иконой Божией Матери связаны особые страницы нашей истории — вы все их хорошо знаете, не будут их перечислять. Она является хранителем Руси, хранителем Москвы. Вот и сегодня, в такое непростое время, когда с разных сторон доносятся слухи о военных действиях, когда есть опасность возникновения большой войны, когда многие люди, вспоминая, что ровно сто лет назад началась Первая мировая война, с особым чувством относятся к происходящему на рубежах нашего Отечества, — именно в это время давайте все вместе усиленно молиться Пресвятой Богородице; и перед Ее Казанским образом, и перед другими иконами возносить молитву о спасении России, о спасении всей исторической Руси, о прекращении междоусобной брани на Украине, которая так страшно используется внешними силами, преследующими свои цели и устремляющимися не к тем результатам, которые они сами провозглашают.
Будем верить, что Царица Небесная поможет всему нашему народу: и россиянам, и украинцам, и белорусам — всем православным людям, которые сохраняют глубокую веру в Ее предстательство. И Царица Небесная не отступит от нас и в нашей повседневной жизни, в ответах на наши малые (если соизмерять их с государственными или мировыми проблемами) скорби и задачи. Верим, что Царица Небесная, Которой Господь на Голгофе через апостола Иоанна Богослова вручил и усыновил всю Церковь, будет помогать и в большом, и в малом, потому что на все хватает Ее материнского сердца. Ее молитвами перед лицом Божиим да хранит Господь всех нас. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и цари, и бедняки. Накануне Полтавской битвы Петр Великий молился перед иконой Казанской Божьей Матери, М.И. Кутузов, став главнокомандующим, просил покровительства Богородицы пред Казанским Её образом.
Во время войны с фашистами, в осажденном Ленинграде, когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти с ней по городу крестным ходом. Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России.
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (†1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля.
Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.
На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: “Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани”.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: “Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим“.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/781-21-iyulya-yavlenie-ikony-presvyatoj-bogoroditsy-vo-grade-kazani-1579#sigProGalleria1d7ae7188e