Паломничество по святым местам Ярославской области
По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина дети, родители, педагоги воскресной школы при храме и прихожане храма отправились в паломничество по святым местам Ярославской области.
11 июня поздно вечером паломники заняли свои места в автобусе. Провожая своих духовных чад в путь, о. Алексей пожелал провести паломничество в трудах и молитвах, ну и, конечно же, получить духовное укрепление. Получив благословение настоятеля, Калужане отправились в путь. Проезжая по Калуге, все вместе вспомнили об истории возникновения своего родного города, об истории возрождения Калуги как духовного центра, об истории Никитского храма. Дорога предстояла долгая и в ночное время суток, поэтому дети и взрослые, прочитав вечерние молитвы, стали готовится ко сну.
На Ярославскую землю автобус въехал на рассвете. Над Волгой стоял невероятно густой и необычайно красивый туман. И те, кто не спал, смогли увидеть красоту утренней природы и услышать Божественное пение птиц.
В семь часов утра калужане прибыли в г. Тутаев. В храме Воскресения Христова группу встречал настоятель храма и благочинный Романово-Борисоглебского округа иерей Василий Мозяков. История Воскресенского собора уходит корнями в далёкий 13 век. Тогда на этом месте ярославскими монахами был заложен небольшой храм в честь святых Бориса и Глеба. В середине 17 века своды стали разрушаться, и здание пришлось перестраивать. Двухэтажный семипрестольный каменный собор был воздвигнут к 1678-му году. И с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Стены обширного внутреннего помещения, а также галерея Воскресенского собора, украшены фресками с изображением библейских сюжетов. История создания мира, крещение Руси, иллюстрации к Житиям святых. Собор разделён на две равнозначные, и в то же время вполне самостоятельные части - верхнюю и нижнюю. Несмотря на весьма солидный возраст собора, в обеих его частях постоянно проходят богослужения. В верхнем, летнем, - с праздника Святителя Николая до Покрова, в нижнем храме – в остальное время. Верхний храм более праздничный, нарядный, а нижний – уютный и тёплый. Воскресенский собор - это не только символический центр Тутаевского правобережья, но и один из ценнейших памятников архитектуры Ярославской области. Одно из центральных мест в соборе занимает икона Бориса и Глеба. В Тутаеве эти святые особенно почитаемы - издавна их считают покровителями города. А главной святыней собора считается огромная, площадью около трёх квадратных метров, потемневшая от времени икона Спаса Вседержителя. Её создание относят к 15-му веку. По преданию она принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.
До начала Божественной Литургии паломники смогли познакомиться не только с историей собора, но и молитвенно припасть к иконе Спаса Всемилостивого и, не нарушая традиции, проползти под этой чудотворной иконой. Со смотровой площадки, расположенной чуть ниже собора, дети и взрослые смогли увидеть красоту природы Ярославской земли, величественные храмы и матушку – Волгу.
А в 4-х км от правобережного Тутаева недалеко от трассы Тутаев-Ярославль, на берегу малой реки Ковать (приток Волги) расположен святой источник Николая Чудотворца, который посетили паломники. С этим источником «бок о бок» идет древняя легенда. При посещении Воскресенского собора в 1749 году митрополит Ростовский Арсений Мациевич увидел большую икону Спасителя, написанную известным живописцем Дионисием Глушицким. Он забрал ее в свой архиерейский дом в Ростов Великий, где она и находилась более 40 лет, пока жители Тутаева не попросили вернуть свою святыню. Это произошло уже при новом святителе - архиепископе Арсении Верещагине. От самого Ростова на своих руках несли тутаевцы икону. Не дойдя до города трех верст, они остановились возле реки Ковать, решили омыть образ от дорожной пыли и потом уже с честью внесли в родной город. А на том месте, где стоял образ, забил ключ чистой воды. Это произошло 18 сентября 1793 года. В Тутаеве ходит поверье, что вода родника целебна и излечивает верующих людей от всех болезней. Со дна бьют 57 струек воды, вьются песчинки. Рядом с колодцем сделана купель. Окунувшись в святом источнике, калужане направились в Свято-Введенский Толгский монастырь г. Ярославля.
Толгский монастырь – пригородный Ярославский монастырь, от Ярославля в 6 км. Монастырь был основан в 1314 году. В тот год 7 августа в устье речки Толги ростовскому епископу Трифону чудесным образом явилась икона Божией Матери. Объезжавший подвластные ему земли епископ остановился на ночь на правом берегу Волги. В полночь он проснулся и, выйдя на улицу, увидел на другом берегу столп огня и ведущий туда через реку мост. Трифон перешел по мосту реку. В лесу на ветвях огромного дерева увидел он источник неземного света - икону Богородицы. На следующий день епископ, вдохновленный видением, сам начал рубить деревья на месте чудесного явления. Подоспевшие спутники и горожане помогли ему, храм в честь Толгской иконы Богородицы был построен за один день. С этой церкви и начался Свято-Введенский Толгский монас-тырь. Долгое время был он малоземельным и небогатым, но свято хранил сокровище - чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1553 году Иван Грозный, страдая от боли, ехал мимо монастыря на Белозеро. Он остановился здесь на ночь и перед чудотворной иконой исцелился от так долго мучавшей его болезни ног. Пораженный царь отправил в монастырь богатые дары. Среди прочего были саженцы кедров. Их посадили на монастырской земле, и деревья прижились. Вскоре в монастыре росла роща кедров в 160 деревьев. Это посчитали чудом, ведь в кедры растут у нас плохо, а в монастыре они не только прекрасно себя чувствовали, но и плодоносили. В среднем кедры живут 250 лет, и сейчас в монастырской роще только 27 деревьев, которые по-прежнему прекрасно себя чувствуют. 21 августа из храма выносят чудотворную икону. С крестным ходом идет она по кедровой роще, и люди вспоминают, как пришла она к ним с ветвей огромного дерева.
В Толгском монастыре паломники прожили три дня. Утром все вместе шли на Божественную Литургию, причащались Святых Христовых Таин.
В этом году 21 августа монастырь будет праздновать свое 700-летие со дня его основания, поэтому дел у сестер очень много. И после Божественной Литургии и взрослые, и дети шли помогать сестрам. Взрослые трудились на поле, а дети выполняли несложную работу: обрывали листики с освященных в день Святой Троицы березок, чтобы потом сестры смогли сшить из них благоухающие подушечки. Игуменья, матушка Варвара, была очень довольна работой Калужан. За свои труды дети получили в награду возможность покататься на электромобиле. В монастыре была очень благодатная атмосфера а к паломникам из Калуги относились дружелюбно!
Сама территория монастыря утопает в цветах, в пруду плавают лебеди и утки (детям даже разрешали их кормить), а в кедровой роще гуляют павлины. После благодатных трудов паломники шли в монастырскую трапезу, где их кормили приготовленным с молитвами завтраком, обедом и ужином. Вообще паломников в монастыре кормят всего два раза в день: в обед и на ужин. Но наша группа была награждена матушкой Варварой за благодатный и усердный труд еще и завтраком. После обеда паломники отправлялись на экскурсии.
За эти дни калужане посетили храм в честь Михаила Архангела в г. Ярославле, где пребывают мощи Ярослава Мудрого. После разорения в годы богоборчества храм восстанавливается, и в нем идут работы по реставрации росписи. Детям и взрослым разрешили подняться на колокольню. Колокольня в храме Архангела Михаила очень высокая, поэтому с нее открывается прекрасный вид на Ярославль.
Прогулка по Ярославлю познакомила калужан с историей ярославского зодчества. Ярославские зодчие умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер. Первой в веренице прекрасных храмов, один за другим возводимых в городе, стала церковь Николы Надеина. Это сейчас, искаженная позднейшими перестройками, окруженная современными зданиями, она немного потерялась среди других памятников архитектуры. А в XVII веке первая каменная церковь на ярославском посаде производила огромное впечатление на современников. Следом за ней появился храм Рождества Христова в Ярославле украшенный изразцами, с уникальной надвратной церковью-колокольней. В середине столетия была возведена жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка. Она необычайно живописна, Асимметрично расположенные объемы храма строго уравновешены и пропорциональны. Сейчас церковь Ильи Пророка стоит в центре главной площади Ярославля. Эти храмы строились на средства богатых купцов. Позднее жители посада в своих приходах «в складчину» стали возводить каменные церкви. Так появились три храма вдоль берега Которосли – церковь Николы Рубленого, церковь Спаса на Городу и храм Архангела Михаила. Построенные в разное время, они образовали очень интересный и гармоничный ансамбль.
И взрослые, и дети отметили красоту и величественность Казанского женского монастыря. Мать Клавдия, которая оказалась близка и духом и родством к Калужской земле (ее бабушка проживала в Калуге, а сама она поддерживает связь с Казанским женским монастырем в Калуге), с радостью и улыбкой на лице встретила калужан и рассказала интереснейшую историю об основании монастыря. В период Смутного времени в мае 1609 года Ярославль выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. Эта победа в сознании ярославцев была связана с заступничеством Казанской иконы Божьей Матери. В честь иконы, спасшей город от захватчиков, в 1610 году была сооружена всем миром деревянная церковь Казанской Божией Матери вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге», «на болотце». Вскоре рядом с церковью поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления на месте нынешней площади Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря в Ярославле. Деревянными были все первые постройки монастыря, включая стены. Каменная церковь была сооружена только в 1649 году, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки монастыря, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был вновь отстроен. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне. Заново выстроили келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды соорудили новую, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1835 – 1838 годах был перестроен, а в 1845 году освящен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В монастыре существовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой за участие в Парижской выставке 1900 года были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов. Казанский монастырь в Ярославле славился церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор. После Ярославского восстания 1918 года монастырь был упразднен, все его имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где находились до его закрытия. Участь чудотворной иконы до сих пор низвестна. С 1919 г. - по 1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе был размещен Государственный архив Ярославской области. Спустя 80 лет в 1998 г. Казанский монастырь был открыт вновь. Сразу ему был передан новочудотворный список с Ярославской Казанской иконы, выполненный монахинями монастыря до его закрытия. С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских. С 2001 года в Казанском соборе начались богослужения. В 2002 году возродили старинный крестный ход с Казанской иконой Богородицы до города Тутаева. В настоящее время при монастыре существует также регентская школа, где обучают будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.
Но как же побывать в Ярославле и не прокатиться на теплоходе по Волге!.. Прямо от Толгского монастыря ведет тропинка к пристани. Прогулка по Волге привела всех в восторг. Спокойная гладь воды, мягкие волны у кормы теплохода…красота природы, которую даровал нам Господь! Но особая радость была у детей, ведь они получили возможность искупаться. В тот день вода в реке была теплой, и даже многие взрослые не удержались и решили искупаться вместе с детьми.
Еще одно из святых мест, которое посетили Калужане –на юге-востоке Ярославской области в 15 км от посёлка Петровск, расположенного на трассе Москва-Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново среди нескольких сохранившихся жилых домов возвышается на пригорке каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста, где нашел свою обитель Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России.
Его стройный белоснежный силуэт, будто птица, одиноко парит над бескрайним простором окрестных полей и лесов. Сюда едут паломники со всего света. Впервые добравшийся сюда не сразу понимает, чем привлекает стольких людей эта местность. И только окунувшись в неё, видит, что сама природа и окружающий пейзаж создают особое душевное состояние умиротворения, покоя и промыслительной заботы Творца о нас. Как драгоценный ковчег, сокровенный от суетного мира, хранит он великую православную святыню, одно из бесценных сокровищ России – Животворящий Крест Господень. Сотворён не руками человека, но Промыслом Божиим. Чудом сошедший с небес на землю.
В Годеново паломники приехали ближе к обеду, когда служба уже закончилась. Тем не перед чудотворным Распятием служился молебен. После моления и прославления Животворящего Креста открыли стеклянную дверцу, которая закрывает Крест, и все приложились к стопам Спасителя. В храме было прохладно, а Крест был теплым!!! Теплота была окутывающей, всеобъемлющей, всепроникающей…. Испросили в молитве благословения на дорогу обратно. Ответом был удивительный покой на душе.
«Будет вам по вере вашей», - говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается – по неверию.
Три дня прошли одухотворённо и благодатно. В последний вечер пребывания в монастыре калужане услышали слова благодарности, молитвенное напутствие и благословение игумении матушки Варвары и благословение самой Богородицы, приложившись на прощание к ее чудотворному образу.
Утром четвертого дня группа Калужан прибыла в Троице - Сергиеву лавру. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе прпп. Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.
В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы.
Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры - Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, и которым приехали поклониться калужане. В этот день Господь сподобил нас всех причаститься Его Святых Таин в святой обители.
По дороге домой взрослые и дети заехали в Покровский Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне. В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой, без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры.
Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского.
В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей. Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии, православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям; молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества; просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.
«Не похваляем его, как бы требующего похвал, но просим только, да помолится о нас сей истинный подражатель Христов".
/Пахомием Логофетом (1458-1471)/
Поклонившись родителям прп. Сергия, умиротворенные и наполненные духовной благодатью, автобус с паломниками взял курс на Калугу. Четыре дня пролетели как на одном дыхании. Калужане и потрудились во славу Божию, и помолились, и поклонились Святыням.
Слава Богу за все!
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/749-palomnichestvo-po-svyatym-mestam-yaroslavskoj-oblasti#sigProGalleria816470b8b3