29 апреля, вторник. Седмица 2-я по Пасхе.
Радоница. Поминовение усопших.
Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ было совершено Всенощное бдение с литией, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении всех клириков храма при диаконе Димитрии Маркове. По окончании Всенощного бдения, после первого часа была совершена заупокойная лития.
В сам день праздника по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил Владимир Паламарчук. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. В завершении Литургии была совершена панихида и настоятель храма произнес проповедь о значении Пасхального поминовения усопших.
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/695-29-2#sigProGalleria90a4889d02