Воскресенье 23 марта. Неделя 3 – я Великого поста. Крестопоклонная.
Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алекс
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!
В сам воскресный день, по традиции, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил иерей Владимир Паламарчук. В завершение которой был совершен чин поклонения Кресту и праздничный молебен перед Крестом с частицей мощей Животворящего Креста Господня и ковчегом с частицей мощей вмч. и целителя Пантелеимона.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. По окончании богослужения настоятель произнес проповедь о значении Креста в жизни православного христианина и зачитал прихожанам обращение главы Калужской митрополии митрополита Калужского и Боровского Климента о сборе средств на установку памятника герою войны 1812 года полковому священнику Василию Васильковскому.
Затем был совершен чин поклонения Кресту и праздничный молебен перед Крестом с частицей мощей Животворящего Креста Господня и ковчегом с частицей мощей вмч. и целителя Пантелеимона.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонным
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника.
О поклонении Кресту
… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующе
Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.
Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.
Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!
Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.
Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!
Преподобный Иоанн Дамаскин,
Отечественная Война 1812 года оставила в русской истории много подвигов самых разных людей.
Среди героев 1812 года есть как простые крестьяне-партиз
и даже русское духовенство. Сейчас речь пойдет про русского батюшку Василия Васильковского.
О. Василий родился в 1778 году. В 1804 году окончил духовную семинарию, стал священником и был отправлен служить в Ильинскую церковь в город Сумы. Жизнь у священника была непростая. Умерла жена, батюшка остался один с малолетним сыном. Летом 1810 года Васильковского назначили полковым пастырем 19-ого егерского полка. Начальник полка полковник Загорский не мог нарадоваться новым батюшкой, отмечал его прекрасную образованность. Васильковский был силен в физике, математике, истории, географии, знал несколько иностранных языков. Вообщем человеком он был талантливым и разносторонним.
Отечественную Войну 1812 года отец Василий встретил все в том же полку. Первое сражение, в котором принял участие Василий, была битва за Витебск. Под городом разгорелся страшный бой. Противостояние длилось около 17 часов, почти как Бородинская битва. В ходе боя Васильковский, находясь в первых рядах русской армии, исповедовал и причащал раненых и умирающих русских солдат и офицеров. Совершая таинство, Василий был ранен в щеку, но поле брани он не покинул. Позже взрывом ему оторвало мизинец. Кровавая рана опять не заставила батюшку покинуть строй. Еще немного и Василий получил ранение в ногу. Только после третьего ранения силы оставили батюшку, и он вышел с поля боя.
На этом подвиги русского батюшки в войне с французами не закончились. В октябре русская армия преследовала отступающих неприятелей. Под Малоярославцем завязался страшный бой. По воспоминаниям генерала Дохтурова, отец Василий опять был впереди полка, и вдохновлял солдат на подвиг своим примером, и совершал такие же поступки, что и под Витебском. Не обошлось в новом сражении и без ранения.
Подвиги русского священника были значительны, и вызывали большое уважение. Михаил Кутузов писал о батюшке императору Александру I. Император был поражен, и наградил Василия орденом Святого Георгия IV степени. Впервые воинский орден был вручен лицу, представляющему духовенство. Точная дата смерти священника героя не известна. Одни утверждают, что он умер от ран в ноябре 1813 года. Другие говорят, что батюшка погиб во время похода во Францию, то есть годом позже.
Точное изложение православной веры кн. 4
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/652-voskresene-23-marta-nedelya-3--ya-velikogo-posta-krestopoklonnaya#sigProGalleriac012b7a5e3