23 марта в Никитском храме совершено чинопоследование с
акафистом Божественным Страстем Христовым
В воскресенье вечером 23 марта, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым, которое возглавил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма: иерея Максима Коновалова, иерея Владимира Паламарчука при диаконе Димитрии Маркове. После чтения акафиста и прокимна «Разделиша ризы Моя себе…» настоятель зачитал отрывок из Евангелия от Луки о Крестных страданиях Спасителя.
По прочтении Евангелия под пение «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!» духовенством храма и верующими было совершено поклонение Кресту.
А. П. Лопухин. Толкование на Евангелие от Луки
«…в третьей части евангелист показывает, как Христос Своими страданиями, смертью и воскресением доказал, что Он есть действительно обетованный Спаситель и помазанный Святым Духом Царь Царства Божия. Изображая торжественный вход Господа в Иерусалим, евангелист Лука говорит не только о восхищении народа, о чем сообщают и другие евангелисты, но и о том, что Христос возвестил о Своем суде над непокорным Ему городом (Лк.19:28–44) и затем, согласно с Марком и Матфеем, о том, как Он в храме посрамил Своих врагов (Лк.20:1–47), а потом, указав на превосходство подаяния на храм бедной вдовы пред взносами богачей, Он предвозвестил перед Своими учениками судьбу Иерусалима и Его последователей (Лк.21:1–36).
В описании страданий и смерти Христа (Лк.22–23) выставляется на вид, что к преданию Христа Иуду побудил сатана (Лк.22:3), а потом выдвигается уверенность Христа в том, что Он будет вкушать вечерю со Своими учениками в Царстве Божием и что Пасха Ветхозаветная отныне должна замениться устанавливаемой Им Евхаристией (Лк.22:15–23). Упоминает евангелист и о том, что Христос на Тайной Вечери призывая учеников к служению, а не к господствованию, тем не менее, обещал им господство в Его Царстве (Лк.22:24–30). Затем следует рассказ о трех моментах последних часов Христа: обещание Христа молиться за Петра, данное ввиду его скорого падения (Лк.22:31–34), призыв учеников к борьбе с искушениями (Лк.22:35–38) и моление Христа в Гефсимании, при котором Его укреплял Ангел с неба (Лк.22:39–46). Затем евангелист говорит о взятии Христа и исцелении Христом раненного Петром раба (Лк.22:51) и об обличении Им первосвященников, пришедших с воинами (Лк.22:53). Все эти частности ясно показывают, что Христос шел на страдания и смерть добровольно, в сознании необходимости их для того, чтобы могло совершиться спасение человечества.
В изображении самих страданий Христа отречение Петра выставляется у евангелиста Луки как свидетельство того, что и во время Своих Собственных страданий Христос жалел Своего слабого ученика (Лк.22:54–62). Затем следует описание великих страданий Христа в следующих трех частях:
1) отрицание высокого достоинства Христа отчасти воинами, насмехавшимися над Христом на дворе первосвященника (Лк.22:63–65), а главным образом членами синедриона (Лк.22:66–71),
2) признание Христа мечтателем на суде у Пилата и Ирода (Лк.23:1–12) и
3) предпочтение народом Христу Вараввы, разбойника, и присуждение Христа к смертной казни посредством распятия (Лк.23:13–25).
После изображения глубины страдания Христова евангелист отмечает такие черты этого страдания, которые ясно свидетельствовали о том, что Христос и в Своих мучениях оставался Царем Царства Божия. Евангелист сообщает, что Осужденный:
1) как судия обращался к плакавшим о Нем женщинам (Лк.23:26–31) и просил Отца за Своих врагов, совершавших преступление против Него неосознанно (Лк.23:32–34);
2) давал место в раю покаявшемуся разбойнику, как имеющий на то право (Лк.23:35–43);
3) сознавал, что, умирая, Он предает Сам дух Свой Отцу (Лк.23:44–46);
4) был признан праведником со стороны сотника и возбудил Своей смертью раскаяние в народе (Лк.23 47–48) и
5) был почтен особо торжественным погребением (Лк.23:49–56).