9 марта. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
Накануне вечером в храме Рождества богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено Всенощное бдение с литией, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма иерея Димитрия Новикова, иерея Владимира Паламарчука при диаконе Димитрии Маркове. На полиелее перед ковчегом с частицей десницы пророка Иоанна Предтечи духовенство пропело величание:
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне,
и почитаем вси честныя твоея главы обретение.
В сам воскресный день, по традиции, были совершены две Божественные Литургии св. Василия Великого. Раннюю совершил иерей Владимир Паламарчук. В завершении которой был совершен праздничный молебен пророку и Крестителю Иоанну Предтечи.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове. По окончании богослужения был совершен чин Торжества Православия. Затем настоятель поздравил всех прихожан с праздником и произнес проповедь об обретении главы пророка Иоанна Предтечи и о значении иконопочитания.
С XIX века, когда была повержена сотрясавшая Церковь ересь иконоборчества, Церковь совершает это глубокое по своему богословскому значению празднование, чествуя память тех, кто утверждал ее на протяжении двух тысячелетий истории христианства. Во всех кафедральных соборах, приходских церквях и монастырях совершалось особое богослужение с возглашением анафемы тем, кто посягал на единство Церкви, пытаясь внести разделения своими лжеучениями.
Почитание икон, основанное на Священном Писании и утвержденное еще при первых христианах, до 8 века оставалось неприкосновенным, когда иконоборческая ересь распространилась по многим странам. Почитатели икон подверглись жестоким гонениям. Святые образы и мощи подвижников - бесценные святыни Православной Церкви тогда безжалостно уничтожались.
После 7-го Вселенского Собора 787 года, закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. А благочестивая византийская царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет отлучён!".
Святитель Мефодий, избранный Патриархом Константинопольским, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии.
Торжественно исповедуя веру, Церковь своих чад научает основам Православия. Вопреки бытующему до сих пор мнению, что христианство - религия необразованных людей, Церковь всегда утверждала необходимость для верующего быть грамотным: знать свою духовную традицию, Священное Писание, вероучение, чтобы "каждый мог дать ответ в своём уповании". Особенно важно это в начале подвига Великого Поста, когда человеку приходится бороться со своими пороками и несовершенствами. Благодатью Божией, которая дается через веру, можно победить в себе греховность и эгоизм.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/637-9-marta-nedelya-1-ya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya#sigProGalleria32d21d0665