Воскресенье 9 февраля. Неделя о мытаре и фарисее.
Собор новомучеников и исповедников Российских.
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений
за веру Христову.
Накануне воскресного дня, в субботу вечером, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин возглавил Всенощное бдение. На полиелее было пропето величание святым новомученикам, исповедникам и страстотерпцам Российским. На утрени по окончании пения 50 псалма было пропето песнопение «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче…», что означает начало пения Постной Триоди.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю – совершил иерей Максим Коновалов. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Никитского храма протоиерей Алексий Пелевин в солужении иерея Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. По окончании поздней Божественной Литургии был совершен праздничный молебен святым новомученикам и исповедникам Российским в завершении которого перед иконой «Собор новомучеников» была пропета молитва. По окончании воскресного богослужение настоятель храма о. Алексей поздравил всех прихожан с праздником, рассказал о подвиге святых новомучеников, исповедников и страстотерпцев Российских произнес проповедь – Святоотеческое толкование на притчу о мытаре и фарисее.
Затем была совершена панихида о всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Покаяния отверзи ми двери
Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной.
«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
История установления праздника
Русская Зарубежная Церковь совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета (Вознесенского).
Московская Патриархия в своих официальных заявлениях около 60 лет (со времени «легализации» временного при митрополите Сергии (Страгородском) до «перестройки») вынужденно отвергала факт преследований за веру в СССР. В редакционной статье книги «Правда о религии в России», изданной в 1942 году, подобное «опровержение» звучит так:
За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей. Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лояльности по отношению к советской власти"
Тем не менее, среди верующих в СССР существовало почитание подвижников, пострадавших от преследований со стороны властей. В июне 1990 года на Поместном Соборе архиепископ Берлинский Герман (Тимофеев) первым из иерархов открыто заявил: «нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их»
25 марта 1991 года Священный Синод Русской православной церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.
В 1990-е годы шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, многие святые были прославлены как местночтимые.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года).
Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек.
Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября) 1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».
Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/606-voskresene-9-fevralya-nedelya-o-mytare-i-farisee#sigProGalleria5c46f53e8a