Престольный праздник Никитского храма – день памяти святителя
Иоанна Златоустого
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с воскресенья 9 февраля на субботу 8 февраля переносится служба Перенесение мощей святителя Иоанна Златоустого. Накануне праздничного дня, в пятницу вечером, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ в г. Калуге было совершено Торжественное Всенощное бдение с литией. Перед началом богослужения на центр храма была вынесена икона с частицей мощей свт. Иоанна Златоустого, принесенная из Крестовоздвиженского монастыря г. Калуги на праздничный день. Торжественное Всенощное бдение совершалось в левом приделе храма, который молитвенно посвящен свт. Иоанну Златоустому. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Димитрия Новикова, иерея Максима Коновалова и диакона Димитрия Маркова. На полиелее перед чтимой иконой было пропето величание свт. Иоанну Златоустому.
Величаем Тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память Твою: Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
В сам день праздника была совершена Божественная Литургия, по окончании которой был совершен праздничный молебен Святому.
Из истории Никитского храма
Древняя церковь располагалась с севера от торговой площади в верховье Городенковского оврага. До 1685 года на этом месте сменилось несколько деревянных зданий. По описи Калуги1626 г. на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая « На посаде». В 1685 году была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с « колокольнею в 7 колоколов». Посвящение придела было изменено по просьбе новых прихожан в память о храме покинутого села Спасского.
В1754 г. во время крупнейшего Калужского пожара церковь вмч. Никиты пострадала от огня горевших Гостинных рядов. В 1755 году она была возобновлена, о чем рассказывают клирные ведомости. Тогда же была достроена или перестроена колокольня. А в 1850-х годах по проекту И.Д. Ясныгина был устроен южный придел во имя Иоанна Златоустого.
После 1917г. церковь была закрыта в 1926г. В 30-х годах здание храма использовалось как склад зерна и овощей,в алтарной части было жильё. В1944 г. горисполкомом было решено устроить в здании кинотеатр для детей. Северный притвор перепланирован, в южном ликвидированы лестница в подцерковье и отделявшая её стена. Кинотеатр «Пионер» был открыт в здании в 1949 году. В 90-х годах наряду с кинотеатром здесь разместились и коммерческие структуры.
В октябре 2004 года решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии.
В январе 2005 работы по восстановлению храма были поручены диакону Алексею Пелевину.
Восстановительные работы в храме начались в апреле 2005 г. Перед отцом Алексеем стояло много задач. Необходимо было разобрать внутренние перегородки, вывести мусор, произвести внутреннюю отделку помещений, укрепить фундамент, восстановить маковки четверика, установить кресты и купола, построить колокольню, приобрести церковную утварь, облагородить сквер рядом с храмом.
28 сентября 2005г. после более чем 80-летнего перерыва, в Никитском храме было совершено первое богослужение (молебен с акафистом), которое совершили архимандрит Никита (Ананьев) и священник Алексей Пелевин.
18 января 2006 г. в левом пределе храма, который молитвенно посвящен свт. Иоанну Златоустому была совершена первая Божественная Литургия.
Несколько лет назад, когда проходила роспись храма, было принято решение на фресках левого придела изобразить сюжеты из жизни святителя Иоанна Златоустого.
Краткое житие святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.
Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшаяся в двадцать лет вдовой, отдала все силы на воспитание сына в христианском благочестии.
Юноша учился у лучших философов и риторов и получил хорошее светское образование. Он тщательно и глубоко изучал Священное Писание и устремлялся к молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), наставил его в вере и в 367 году крестил.
Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
По смерти матери он, раздав имение, принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые апостолы Иоанн Богослов и Петр. Апостол Иоанн Богослов передал подвижнику свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я — Иоанн, возлежавший на Тайной Вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Петр передал ключи святому Иоанну со словами: «Господь и тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь — разрешен». Святые Апостолы предсказали будущему великому учителю Церкви, что он после великих трудов и скорбей наследует Царство Божие.
В том же монастыре святой Иоанн написал три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем», проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн возвратился в Антиохию.
В 381 году святитель Антиохийский Мелетий рукоположил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем..,» (Мф. 5, 14—15),— сказал Господь. Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386 году он рукоположил святого Иоанна во пресвитера, с возложением обязанности проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался способным проповедником. Его ревность к возвещению Слова Божия вознаграждалась любовью паствы к слушанию и чтению его поучений. Удивительное красноречие Богодухновенного проповедника, воспламенявшего души, привлекало к нему людей всех сословий и возрастов, не только православных христиан, но и еретиков, и даже язычников. Из уст святого Иоанна изливалась такая благодать, что все слушавшие не могли насытиться сладостью его слов. Многие записывали его проповеди и давали другим для чтения. Все жаждали услышать его слово, и потому на его проповеди стекалось множество народа.
Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращался к толкованию Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и от Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и апологетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников).
Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок.
Он стал ревностно пасти вверенное словесное стадо Христово, обращая особое внимание на духовное совершенствование священства. И здесь лучшим примером был он сам.
Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей.
Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания.
Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию.
В последнем слове к константинопольцам, скорбевшим о том, что они остаются без назидания, отправлявшийся в ссылку святитель Иоанн сказал: «Не мной началась проповедь, не мной и кончится».
Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу.
Духовное величие Святителя, поражавшее всех его современников, просияло и в последних словах: «Слава Богу за всё!»
Угодник Божий, в течение всей своей жизни мужественно несший свой крест, умерший для мира и сораспявшийся Христу, скончался в день памяти Честного Креста Господня.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/605-prestolnyj-prazdnik-nikitskogo-khrama-den-pamyati-svyatitelya-ioanna-zlatoustogo#sigProGalleriae6cd286a1d